Техники рисования современные: Современные техники рисования.

Содержание

Современные техники рисования.

Просмотр содержимого документа
«Современные техники рисования.»

Зентангл и Дудлинг – современная техника рисования, способствующая развитию креативности

Что такое дудлинг и зентангл? Стили зентангл и дудлинг все чаще употребляются в рамках эффективной арт-терапии. Однако, для большинства людей такой вид рисования хорошо знаком по каракулям на полях во время скучных уроков, лекций и совещаний .

Техники рисования Зентангл и Дудлинг на первый взгляд могут показаться похожими, однако, эти направления различаются. Дудлин г (doodling) как стиль рисования происходит от английского слова doodle (бессознательные каракули). Такая техника подходит для всех от 

детей  до взрослых, которые никогда не занимались рисованием. Дудлинг узоры позволяют сохранить концентрацию без умственного напряжения, эффективно справляясь с монотонией. Отсюда doodling можно по праву считать оригинальным и практически не затратным вариантом арт-терапии и медитации. Дудлинг является свободной техникой и предлагает безграничные возможности для самовыражения на листе бумаги.

Зентангл (zentangle) был создан Риком Робертсом и Марией Томас в качестве запатентованной методики рисования. Она позволяет почувствовать себя настоящим художником, справиться со стрессом, агрессией и улучшить свое самочувствие с помощью узоров, орнаментов и различных паттернов. Создатели предлагают рисовать на белых листах шириной 3.5 дюйма (8,9 см) чернилами, линером или гелевой ручкой. Классический зентангл должен быть свободным в выполнении, не ограниченным во времени, не ориентированным на пространство и абстрактным. При этом небольшие листы заданного размера, позволяют выполнить рисунок быстро в любом месте, как только пришло вдохновение

.

Стиль зентангл не только приносит удовольствие и развивает творческие способности, но и позволяет добиться художественной медитации. В отличие от дудлинга zentangle требует определенной концентрации и сосредоточенности от художника. Поэтому эта техника не может быть выполнена бессознательно и требует полного погружения в процесс.

Стили doodling & zentangle можно назвать импульсивными и неожиданными, а сама композиция развивается по ходу рисования и не определяется заранее. Хотя в зентангле предполагается некая аккуратность линий и элементов, в отличие от дудлинга, где это не является обязательным условием.

Зентангл и дудлинг способствуют развитию креативности, реализации творческого потенциала, повышают уверенность в себе, тренируют такие психические процессы, как внимание, мышление и память. Помимо этого можно улучшить свою собранность и настроение, достичь внутренней гармонии и управлять гневом. Выводя на бумаге дудлы и дзен танглы, не стоит задумывать о конечном результате. Достаточно довериться своей интуиции и внутреннему состоянию, используя для самовыражения различные паттерны, закорючки, точки и абстрактные узоры. За счет последовательного повторения легких мотивов, из которых получаются целые произведения искусства, можно погрузиться в некий транс и добиться долгожданного состояния комфорта и релаксац ии.

В  условиях , когда мы практически перестали писать и рисовать от руки, а все делаем на компьютере, интуитивное рисование с использованием чернил и белого листа бумаги позволит отдохнуть от гаджетов и виртуальной реальности. Некоторые люди давно используют дудлинг и зентангл не только в качестве терапии и хобби, но и научились зарабатывать на своем творчестве без наличия художественного образования и необходимости считаться с требованиями академического рисунка.

Дудлинг поэтапно

Зентангл поэтапно

Студия рисования для взрослых и детей в СПб — ArtAndMe

Оплата банковскими картами осуществляется через АО «АЛЬФА-БАНК».

К оплате принимаются карты VISA и MasterCard.

Услуга оплаты через интернет осуществляется в соответствии с Правилами международных платежных систем Visa и MasterCard на принципах соблюдения конфиденциальности и безопасности совершения платежа, для чего используются самые современные методы проверки, шифрования и передачи данных по закрытым каналам связи. Ввод данных банковской карты осуществляется на защищенной платежной странице АО «АЛЬФА-БАНК». На странице для ввода данных банковской карты потребуется ввести номер карты, имя владельца карты, срок действия карты, трёхзначный код безопасности (CVV2 для VISA или CVC2 для MasterCard). Все необходимые данные пропечатаны на самой карте.

Трёхзначный код безопасности — это три цифры, находящиеся на обратной стороне карты.

Далее вы будете перенаправлены на страницу Вашего банка для ввода 3DSecure кода, который придет к Вам в СМС. Если 3DSecure код к Вам не пришел, то следует обратится в банк выдавший Вам карту.

Случаи отказа в совершении платежа:

  • банковская карта не предназначена для совершения платежей через интернет, о чем можно узнать, обратившись в Ваш Банк;
  • недостаточно средств для оплаты на банковской карте. Подробнее о наличии средств на банковской карте Вы можете узнать, обратившись в банк, выпустивший банковскую карту;
  • данные банковской карты введены неверно;
  • истек срок действия банковской карты. Срок действия карты, как правило, указан на лицевой стороне карты (это месяц и год, до которого действительна карта). Подробнее о сроке действия карты Вы можете узнать, обратившись в банк, выпустивший банковскую карту;

По вопросам оплаты с помощью банковской карты и иным вопросам, связанным с работой сайта, Вы можете обращаться по следующим телефонам: +7 (911) 925-31-75.

Предоставляемая вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер банковской карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.

Правила возврата товара/отказа от устлуги

При оплате картами возврат наличными денежными средствами не допускается. Порядок возврата регулируется правилами международных платежных систем.

Процедура возврата товара регламентируется статьей 26.1 федерального закона «О защите прав потребителей».

  • Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней;
  • Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара;
  • Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его человеком;
  • При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования;

Для возврата денежных средств на банковскую карту необходимо заполнить «Заявление о возврате денежных средств», которое высылается по требованию компанией на электронный адрес и оправить его вместе с приложением копии паспорта по адресу [email protected]

Возврат денежных средств будет осуществлен на банковскую карту в течение 21 (двадцати одного) рабочего дня со дня получения «Заявление о возврате денежных средств» Компанией.

Для возврата денежных средств по операциям проведенными с ошибками необходимо обратиться с письменным заявлением и приложением копии паспорта и чеков/квитанций, подтверждающих ошибочное списание. Данное заявление необходимо направить по адресу [email protected]

Сумма возврата будет равняться сумме покупки. Срок рассмотрения Заявления и возврата денежных средств начинает исчисляться с момента получения Компанией Заявления и рассчитывается «в рабочих днях без учета праздников/выходных дней.

Современные подходы в преподавании предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ресурсом гармонизации жизненного цикла семьи. Суть намерения: радоваться, любить, благодарить жизнь и создавать благополучие в ней.

ЛК-Ж (мотивы, действия, результаты). Внутренние состояния супругов проецируют содержание событий во внешний мир. Внутренний комфорт и ощущение состояния счастья оптимизирует отношение к событиям. Неудовлетворенность, приходящая извне, является актуальной задачей личностного роста здесь и теперь для каждого из супругов. Решение заключается в том, чтобы супруги взяли ответственность за события собственной жизни на себя. В отражаемом содержании внешней реальности проявляется актуальный способ восприятия, мышления и действия, который при факте переживания неудовлетворенности следует переформировать (работа над ошибками в восприятии и мышлении).

Результативность (мотивы, действия, результаты) подразумевает оценку пройденного отрезка жизни, анализ того, насколько продуктивна и осмыслена прожитая часть жизни (конкретные ситуации и события жизнедеятельности).

Мы имеем некоторые результаты эмпирического подтверждения эффективности обсуждаемой психотерапевтической технологии. В одном из наших исследований принимали участие 18 супружеских пар, находящихся в сложных

Библиографический список

эмоциональных отношениях (в возрасте от 18 до 32 лет). В психодиагностических целях в исследовании был использован опросник удовлетворенности браком (Столин В.В., Бутенко Г.П., Романова Т.Л.).

По результатам первичной психодиагностики средний групповой результат удовлетворенности браком у супружеских пар (п = 36) составил 31,5 ± 4,5 (29 — 32 баллов — категория, скорее, благополучных), т.е. в группе испытуемых преобладали категории, скорее, благополучных семей (60%) и 40% переходных и неблагополучных семей.

После проведения практики рефлексии смысложизненных ориентаций с супружескими парами средний групповой результат удовлетворенности браком составил 37,3 ± 2,8 (33 — 38 баллов — категория благополучные), что указало на преобладание в группе испытуемых категории благополучных семей (100%) ^эмп. = 3,72 > 1кр. = 2,7; р < 0,01; п = 18).

Выражаем надежду на то, что внедрение в практику рефлексии смысложиз-ненных ориентаций и ее эмпирическое исследование перспективны и полезны для обеспечения совладающего процесса, достижения субъективного благополучия в различных практических сферах жизнедеятельности человека.

1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. Москва, 1996.

2. Франкл В. Психотерапия на практике. Санкт-Петербург: Речь, 2001.

3. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. Санкт-Петербур: Алетейя, 2001.

4. Аргайл М. Психология счастья. Москва: Наука, 1990.

5. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.

6. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

7. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Москва: Независимая фирма «Класс», 1999.

8. Виттакер К. За пределами психики. Москва: Независимая фирма «Класс», 1999.

9. Польстер П. Обитаемый человек. Москва: Независимая фирма «Класс», 1999.

10. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

11. Обозов H.H., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений. Психологический журнал. 2008; № 2: 147 — 151.

12. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.

14. Кутсар Д. Оценка и самооценка: Сравнительный анализ вступающих в брак, разводящихся и супружеских пар. Исследования по качеству брака: Проблемы семьи, V. Тарту, 1996.

References

1. Vitek K. Problemy supruzheskogo blagopoluchiya. Moskva, 1996.

2. Frankl V. Psihoterapiya na praktike. Sankt-Peterburg: Rech’, 2001.

3. Abul’hanova-Slavskaya K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. Sankt-Peterbur: Aletejya, 2001.

4. Argajl M. Psihologiya schast’ya. Moskva: Nauka, 1990.

5. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel’nosti cheloveka. Vladimir: VIGU, 2015.

6. Andreeva T.V. Psihologiya sovremennoj sem’i. Sankt-Peterburg: Rech’, 2005.

7. Aleshina Yu.E. Individual’noe i semejnoe psihologicheskoe konsul’tirovanie. Moskva: Nezavisimaya firma «Klass», 1999.

8. Vittaker K. Za predelamipsihiki. Moskva: Nezavisimaya firma «Klass», 1999.

9. Pol’ster P. Obitaemyj chelovek. Moskva: Nezavisimaya firma «Klass», 1999.

10. Kryukova T.L., Saporovskaya M.V., Kuftyak E.V. Psihologiya sem’i: zhiznennye trudnostii sovladanie s nimi. Sankt-Peterburg: Rech’, 2005.

11. Obozov H.H., Obozova A.N. Diagnostika supruzheskih zatrudnenij. Psihologicheskijzhurnal. 2008; № 2: 147 — 151.

12. Gulina M. Terapevticheskaya ikonsul’tativnaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

13. Leont’ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.

14. Kutsar D. Ocenka i samoocenka: Sravnitel’nyj analiz vstupayuschih v brak, razvodyaschihsya i supruzheskih par. Issledovaniya po kachestvu braka: Problemy sem’i, V. Tartu, 1996.

Статья поступила в редакцию 12.10.19

УДК 371

Aliyeva A.R., senior lecturer, Department of Methods of Teaching Art and Graphic Disciplines, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]

MODERN APPROACHES IN TEACHING FINE ARTS IN SECONDARY SCHOOL. The article deals with the specifics of teaching the school subject Fine Art. First of all, it is shown that this subject has undergone significant changes compared to the Soviet period. The contents of training has changed and now it involves not only learning to draw, which goes by the wayside, but, above all, learnng the basics of painting, sculpture, graphics, as well as with various types of design, architecture, folk and professional arts and crafts. In the process of studyis the subject also provides the initial mastery of computer graphics, artphotography. The article shows the unconventional methods of drawing, which can form a positive motivation for students to the subject. The possibilities of information technologies in the process of teaching this subject are also considered.

Key words: school subject Fine Art, students, non-traditional techniques and techniques of drawing, information technology.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. ДПИ и дизайна, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mai: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрена специфика преподавания школьного предмета «Изобразительное исскусство». Прежде всего, показано, что данный предмет претерпел существенные изменения по сравнению с советским периодом. Изменилось содержание преподавания, предполагающее не только обучение рисованию, что уходит на второй план, а также знакомство с основами живописи, скульптуры, графики, с различными видами дизайна, архитектуры, народных и профессиональных декоративно-прикладных искусств. В статье показаны нетрадиционные приёмы рисования, которые помогут сформировать у учащихся положительную мотивацию к предмету. Также рассмотрены возможности информационных технологий в процессе преподавания данного предмета.

Ключевые слова: школьный предмет «Изобразительное искусство», учащиеся, нетрадиционные приёмы и техники рисования, информационные технологии.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» [1] возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию различных предметов в общеобразовательной школе, в том числе предмета «Изобразительное искусство». Задача современной школы — формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому стоит задуматься, как сделать этот процесс обучения более результативным. За последнее время, начиная с конца 90-х годов XX века, в процессе преподавания школьного предмета «Изобразительное искусство» многое изменилось. Прежде всего, хотелось бы отметить, что данный предмет в соответствии с ФГОС стал базовым для начальной и основной школы. При этом существенно изменилось его содержание по сравнению с советским периодом преподавания. Наиболее ярко инновационное содержание проявилось в разработке и внедрении для всех классов общеобразовательной школы учебников по предмету «Изобразительное искусство». В советское время преподавания данного предмета учебники не были предусмотрены.

С учётом того, что учебники интересующему нас предмету ранее не разрабатывались, соответственно, не с чем было сравнивать и не на что опираться, то с самого начала они были разработаны по всем современным правилам, на основе инновационных технологий.

Так, каждый учебник снабжён рабочими тетрадями и учебными пособиями, которые разработаны отдельно для учащихся и отдельно для учителей. Созданные учебники, пройдя первую апробацию, в ходе которой выявились их недостатки, в настоящий момент постоянно совершенствуются и перерабатываются. Современные учебники сопровождаются электронными версиями, специально созданными приложениями.

Ведущим принципом создателей учебников по предмету «Изобразительное искусство» является системность и последовательность изложения материала. Темы не повторяются, но могут существенно углубляться там, где это необходимо и соответствует интересам учащихся каждого конкретного класса. Также важный принцип содержания предмета «Изобразительное искусство» — опора на личный опыт учащихся, опережающее соответствие их естественным жизненным интересам: от жизни — через искусство — к жизни [2].

Крайне значимым и в какой-то степени революционным по сравнению с советским периодом преподавания изобразительного искусства было включение в содержание предмета всех видов визуально-пространственных искусств. Помимо собственно рисования, обучение по предмету «Изобразительное искусство» включает в себя знакомство с основами живописи, скульптуры, графики, а также знакомство с разными видами дизайна, архитектуры, народных и профессиональных декоративно-прикладных искусств. В процессе изучения предмета также предусмотрено первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии и др.

Согласно ФГОС ОО [3], изобразительное искусство имеет следующие образовательные результаты (табл. 1):

Таблица 1

Образовательные результаты по предметной области «Изобразительное искусство» ФГОС ОО (2012 г)

№ Образовательные результаты

1. формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения

2. развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира,

3. развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения

4. развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры

5. освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности)

6. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека

7. приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне

8. приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино)

9. приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация)

10. развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства

11. формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Однако в настоящий момент в проекте нового Стандарта основного общего образования (5 — 9 классы) (2018 года) [4] образовательные результаты по предметной области «Изобразительное искусство» разработаны для отдельных модулей, из которых будет состоять предмет Приведём названия этих модулей (табл. 2).

Таблица 2

Образовательные модули предмета «Изобразительное искусство» (Проект нового ФГОС ООО, 2018 г)

№ Название модулей

1. Модуль «Символика крестьянского дома и народного праздника»

2. Модуль «Народные художественные промыслы России»

3. Модуль «Виды и жанры изобразительного искусства»

4. Модуль «Художественный образ и художественно-выразительные средства»

5. Модуль «Вечные темы и великие исторические события в искусстве»

6. Модуль «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн»

7. Модуль «Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография»

Как отмечают современные педагоги-исследователи [5 — 7], занятия по предмету «Изобразительное искусство» важны для введения учащегося в отечественную художественную культуру, понимания ценности многообразия культур мира.

Подобные изменения, безусловно, вызвали определённые трудности со стороны учителей, которые не привыкли работать с содержанием предмета подобного рода. В этой связи постоянно разрабатываются курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей предмета «Изобразительное искусство».

Тем самым учителя предмета «Изобразительное искусство» получили широкие возможности для раскрытия творческого потенциала учащихся, овладения навыками рисования, дизайна, художественной фотографии и т.д.

Очень интересен опыт некоторых педагогов (И.Н. Бабошкина и др.), которые практикуют так называемое нетрадиционное рисование. Как отмечает И.Н. Бабошкина [5], нетрадиционное рисование может играть крайне важную роль в общем развитии каждого учащегося, при этом существенным образом разнообразить уроки по предмету «Изобразительное искусство». Применение нетрадиционной техники на занятиях по изобразительному искусству дает возможность учащимся возможность для творческого развития на основе создания интересных креативных художественных образов при помощи простых средств и подручных материалов.

Рассмотрим наиболее распространённые методы и приёмы нетрадиционного рисования, которые могу крайне занимательно для учащихся организовать творческий процесс на уроках «Изобразительное искусство».

1. Создание рисунка нетрадиционными материалами, например, любыми сыпучими продуктами: различными семечками, крупой, солью и сахаром, кофе, чаем и т.д. Техника такова: сначала на лист бумаги клеем ПВА наносится рисунок, а затем посыпается сверху сыпучим материалом. Через несколько минут клей засыхает и получается разноцветный рисунок. Поверхность такого рисунка получается текстурной и рельефной, т.к. у каждого подобного материала свой калибр, цвет, форма крупинок. Рисунки дополняются деталями при помощи фломастера или карандаша.

2. Следующая техника — рисование съедобными фруктами и овощами, делая из них штампы. Для этой техники можно использовать различные овощи и фрукты, а также краски. Наиболее яркие картины получаются с акриловыми красками. Акварель для этой техники не подходит, т.к. сильно растекается. Для выполнения рисунка надо сделать срез плода или пучка листьев, окунуть в краску и поставить штамп на бумаге. Главное в данной технике — сделать ровный срез, чтобы рисунок получился равномерным. Чтобы было удобно держать штамп, надо насадить его на шпажку или на вилку. Рисование штампами из овощей и

фруктов — увлекательное и очень полезное занятие, которое развивает фантазию, учит учащихся аккуратности.

3. Рисование на фольге. Данная техника очень отличается от рисования на бумаге:

— краска хорошо скользит по фольге,

— можно проследить, как смешиваются цвета,

— рисовать можно пальцами, ватными палочками, кисточками и т.д.

4. Еще одна интересная нетрадиционная техника рисования для учащихся — использование в процессе создания рисунка шариков. Наиболее удобно техника выполняется следующим образом: в коробку на дно кладётся альбомный лист, далее нужно при помощи кисточки нанести толстым слоем гуашь разных цветов, бросить шарики в коробку и покатать их. Получаются очень яркие работы.

5. Оформление рисунка в технике паспарту — это когда рисунок вставляется в лист с вырезанной какой-либо формой. При данной технике надо вырезать любой шаблон и наложить сверху на рисунок учащегося. В итоге рисунок учащегося, даже самый непрезентабельный, может с шаблоном выглядеть достойно. Тем самым даже учащиеся, которые плохо умеют рисовать, могут получить интересное произведение. Этим можно помочь ребенку поверить в свои творческие способности.

Крайне эффективным средством художественно-творческого развития учащихся на уроках по предмету «Изобразительное искусство» являются информационно-коммуникационные технологии.

Рассмотрим варианты применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой. В классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, а ученики — для защиты проектов. В качестве примеров можно привести следующие уроки с мультимедиа: «Жостово», «Искусство Гжели», «Народный праздничный костюм», «Хохлома», «Интерьер крестьянского дома», «Древние образы в народных игрушках», «Жанры изобразительного искусства — портрет, пейзаж, анималистический жанр и др.», «Цвет в произведениях живописи», «Великие портретисты прошлого», «Крупнейшие музеи изобразительного искусства», «Красота движений человека» и др.

2. Урок с компьютерной поддержкой. Несколько компьютеров (обычно в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

Библиографический список

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой). Большую помощь в поиске необходимой информации учителю оказывает каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный в Интернете. В процессе объяснения нового материала можно использовать видеоэкскурсии, видеофрагменты, отдельные иллюстрации, фотографии, репродукции картин изучаемых художников и др., а также динамические таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии.

Практика показывает, что благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

• обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

• позволяет обеспечить и визуальное, и аудиальное восприятие информации;

• изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

• применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать учащихся [6], [7].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что использование информационных технологий помогает учителю изобразительного искусства повысить мотивацию обучения по данному предмету, а также приводит к ряду положительных тенденций:

— облегчает процесс усвоения материала школьниками;

— обогащает учащихся знаниями в сфере изобразительного искусства;

— возбуждает живой интерес к изобразительному искусству;

— расширяет общий кругозор учащихся в сфере искусства;

— повышает эффективность уроков изобразительного искусства в целом.

Нетрадиционные техники помогают сделать занятие эмоционально богаче,

вызывают огромный интерес у ребят к творчеству, художественной деятельности, а также развивают у обучающихся воображение и фантазию, улучшают мелкую моторику, гибкость рук, развивают нестандартное мышление и творческое воображение.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Неменский Б. Почему предмет «Изобразительное искусство» нужен каждому школьнику. Available at: https://mel.fm/pedagogika/2348179-drawing

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования. Available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

4. Проект нового стандарта основного общего образования (5 — 9 классы). Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html/

5. Бабошкина И.Н. Нетрадиционные изобразительные техники на уроках изобразительного искусства. Available at: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D 1%82%D1%8C%D0%B8/675718/

6. Луговская Т. А. Роль ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Общедидактические принципы построения уроков с использованием ИКТ. Available at: https://nsportal. ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/02/09/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-izo-kak-odno-iz

7. Матурина Г.Р Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся. Available at: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/11/13/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-izo

References

1. Federal’nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Nemenskij B. Pochemu predmet «Izobrazitel’noe iskusstvo» nuzhen kazhdomu shkol’niku. Available at: https://mel.fm/pedagogika/2348179-drawing

3. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart osnovnogo obrazovaniya. Available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

4. Proekt novogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya (5 — 9 klassy). Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html/

5. Baboshkina I.N. Netradicionnye izobrazitel’nye tehnikina urokah izobrazitel’nogo iskusstva. Available at: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D 0%B8/675718/

6. Lugovskaya T.A. Rol’ IKT v uchebno-vospitatel’nom processe. Obschedidakticheskie principy postroeniya urokov s ispol’zovaniem IKT. Available at: https://nsportal.ru/shkola/ izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/02/09/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-izo-kak-odno-iz

7. Maturina G.R. Ispol’zovanie informacionno-kommunikativnyh tehnologij na urokah izobrazitel’nogo iskusstva kak sredstvo formirovaniya tvorcheskoj aktivnosti uchaschihsya. Available at: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/11/13/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-izo

Статья поступила в редакцию 12.10.19

УДК 377

Burlyaeva V.A., Doctor of Sciences (Social Studies), Professor, Prorector on educational and scientific work, Nevinnomyssk State Humanitory and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Burkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Head of the organization of career guidance and competitions; Professor of pedagogy and educational technologies Institute of education and social Sciences, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Bulakh K.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Research Unit, Nevinnomyssk State Humanitory and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Burtseva E.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Educational and Methodical Department, Nevinnomyssk State Humanitory and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

ISSUES OF PREPARING WORKERS OF THE MULTI-SKILLED UNDER THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF VOCATIONAL EDUCATION AND PRODUCTION. The article provides an analysis of theoretical and practical items of the issues of preparing workers of the multi-skilled under the conditions of integration of vocational education and production. The actualization of this issue is caused by the fact that in present-day production the concept of attitude to the professional

«Нетрадиционные способы рисования в дополнительном образовании детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО»

Мастер-класс для педагогов: «Нетрадиционные способы рисования в дополнительном образовании детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО»

Мастер-класс для педагогов:
«Нетрадиционные способы рисования в дополнительном образовании детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО».

«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский

Вводная часть (мотивационная) часть:

Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса. Я предлагаю Вам сегодня на практике освоит нетрадиционные техники рисования, стать непосредственным участником нашего мастер-класса.

Актуальность мастер-класса:

в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и пр.) навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники – рисование с помощью целлофановых пакетов.

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

    Задачи:
  • Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования – рисование с помощью целлофановых пакетов;
  • Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, пакете и др.;
  • Способствовать развитию интереса к художественно-творческой деятельности;
  • Развивать творческие способности и экспериментирование;
  • Воспитывать чувство прекрасного.
    Применение:
  • в работе кружка,
  • в повседневной НОД по рисованию,
  • в работе с родителями.

План мастер-класса:

Подготовительный этап:

Оформить выставку работ, выполненных в нетрадиционной технике «рисование с помощью целлофанового пакета».

Подготовить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.

Вступительное слово:

Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего развития детей, помогает раскрыть и обогатить его творческие способности.

В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательности и приемы рисования, учили изображать предметы реалистичного мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии мы стараемся, не навязывая свою точку зрения, позволить ребенку свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование.

Нетрадиционное рисование – искусство изображений, не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая увлекает и восхищает детей. Основной принцип работы: «Учение через увлечение». Вторая задача: дать возможность испытывать удовольствие на занятиях. Следующий этап – увлеченность. И заключительный – успех! Таким образом, у детей формируется эмоционально-положительное отношение к процессу рисования. Появляется интерес к изобразительной деятельности.

Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только радость, удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нетрадиционных техник дает возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать, творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Важную роль играет и развивающая среда. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус.

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направленны на реализацию федерального государственного образовательного стандарта.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что рисование необычными материалами оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции как известно, — это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Мне нравится рисовать с детьми нетрадиционными техниками. В таких занятиях есть творческая свобода и радость. Эффективные результаты почти не зависят от умелости и способностей, так как такие занятия наполняют игру. На занятиях с различными нетрадиционными материалами дети экспериментируют, создают прекрасные работы.

Теоретический этап:

Способ рисования «Внутри пакета».

Материал и оборудование: целлофановый пакет, разрезанный с двух сторон, ножницы, толстая кисть, гуашь, картон или рамка для оформления.

    Ход выполнения работы:
  • Отгибаем верхнюю часть целлофанового пакета.
  • Наносим различные цветовые пятна.
  • Накладываем отогнутую часть, размазываем краску до получения необходимого рисунка.
  • Оформляем в рамочку или закрепляем на картон скрепками.

Способ рисования «Мокрой пленкой». (создание фона)

Данная техника может быть применена для рисования морского пейзажа, лесной поляны, пустыни, изображения огня и прочее. Она проста в применении и очень нравится детям.

Материал и оборудование: бумага для рисования желаемого формата, бутылочка с красками, кусок целлофанового пакета чуть больше бумаги для рисования, чашка с водой.

    Ход выполнения работы:
  • Берем кусок целлофана, опускаем в чашку с водой.
  • Добавляем краску (в зависимости от темы рисунка).
  • Отжимаем кусок целлофана и не давая гуаши высохнуть, расправляем влажную пленку на листе бумаги.
  • Аккуратно снимаем кусок целлофана. Даём готовому листу высохнуть.
  • Наносим нужной гуашью элементы рисунка по теме.

Способ рисования «Монотипия».

Материал и оборудование: бумага для рисования, кисточки или ватные палочки, краски любого цвета, целлофановый пакет, чашка с водой.

    Ход выполнения работы:
    Изображение выполняется на целлофане, затем переносится на бумагу.
  • На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки, ватной палочки или пальцем. Краска должна быть густой и яркой.
  • И сразу же, пока не высохла краска, целлофан переворачивают изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промакивают рисунок, затем поднимают.
  • Получается 2 рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Способ рисования «Оттиск целлофаном».

Материал и оборудование: плотная бумага любого цвета, миски с поролоновыми штемпельными подушками, пропитанный краской целлофан, кисть, краски.

    Ход выполнения работы:
  • Ребенок сжимает целлофан в комок и прижимает к штемпельной подушке с краской.
  • Затем наносит оттиск на бумагу.
  • Для получения оттиска другого цвета нужно взять миску с другой краской и чистый целлофан.
  • Чтобы выполнить на бумаге задуманный образ, можно дорисовать необходимые детали красками.

Способ рисования «Монотипия шаблонная».

Материал и оборудование: гуашь, простой карандаш, альбомный лист А4, целлофановые пакеты, степлер, ватные палочки, ножницы, кисти №1 и №4, тканевая салфетка, губка, блюдце, вода, лист картона.

    Ход выполнения работы:
  • На листе картона простым карандашом выполняем предполагаемую работу.
  • Вырезаем по контуру. Получили заготовки для оттисков.
  • Сминаем хаотично целлофановый пакет и при помощи степлера фиксируем его на бумажных шаблонах.
  • Обрезаем целлофан по бумажному шаблону.
  • При помощи широкой кисти наносим гуашь на детали. Она может покрыть целлофан не полностью.
  • Аккуратно делаем оттиски на чистом листе бумаги.
  • Используем салфетку для прижимания.

Практический этап:

Нетрадиционных техник рисования целлофановым пакетом очень много, я хочу предложить новый способ при помощи моющего средства для мытья посуды. Этот метод рисования называется файл-арт или рисование на файлах.

Этот метод рисования подходит для всех малышей, а особенного для тех, кто не любит пачкать ручки в краске и «скептически» относится к пальчиковому рисованию. Этот способ подойдет для любого возраста и даже взрослые найдут в этом что-то удивительное.

    Для занятия необходимо:
  • Любая жидкая краска (сметанообразной консистенции). Это могут быть пальчиковые краски или жидкая гуашь.
  • Прозрачные пакеты(файлы), скотч
  • Ватные палочки (можно рисовать просто пальчиком)
    Ход выполнения работы:
  • Заливаем моющее средство для мытья посуды в файле, и, чтобы моющее средство приобрело разноцветный, красивый, сочный цвет, добавляем в него немного пищевого красителя или гуашь, заклеиваем скотчем край, распределяем её равномерно и начинаем рисовать ватной полочкой или пальчиком.
  • Если используется пластиковый файл, то можно рисовать стеками, линейкой, так как он плотный и не порвется. На обычном полиэтиленовом пакете лучше рисовать пальчиком, так как он тонкий и может порваться.
  • Таким образом, с малышом можно изучать цвета. Для этого подготавливаем пакеты с основными цветами. Пакет, если он не течет и герметичен, может использоваться повторно много раз.
  • Рисуя на пакете, малыш развивает мелкую моторику. Пакеты с краской дают и новые тактильные ощущения.
  • Затем добавляйте в пакет несколько цветов и показывайте малышу, как смешиваются между собой цвета. На границе контакта двух цветов будет получаться третий. Называйте новый цвет ребенку и объясняйте, что его получили посредством смешивания двух цветов.

Сейчас я вам предлагаю самостоятельно выбрать файл с краской, потрогать, почувствовать краску в пакете, какая она лёгкая и выполнить рисунок. И, как вы, наверное, догадались, рисовать мы будем без кисти, а просто пальцами или ватными палочками.

Рефлексия

Дорогие коллеги, сегодня нетрадиционным способом мы смогли изобразить самые простые -изображения предметов. Надеюсь, такой способ рисования сможет помочь педагогу при тестировании в процессе диагностических исследований детей, закрепить с ребенком знание формы, цвета.

Давайте донесем наше мастерство, знания, умения до каждого ребенка и сделаем из каждой творческой личности, это в наших силах.

А сейчас предлагаю каждому нарисовать смайлик вашего настроения, которое у вас сложилось после проведения мастер-класса.

    Вопросы к педагогам:
  • Что нового Вы узнали из мастер-класса?
  • Какой вывод вы сделали?
  • Как вы думаете, надо учить дошкольников нетрадиционной технике рисования?
  • Почему?
  • Какие по-вашему, чувства будет испытывать ребёнок в процессе рисования этими способами?
    Список литературы:
  • Казакова Т. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, занятий планирование, конспекты» — Москва: ТЦ Сфера, 2012 – с. 128.
  • Дошкольное воспитание – 2009, №8 с. 68-75.
  • Дошкольное воспитание – 2010, №2 с. 31-32.
  • Ребенок в детском саду – 2013, №2 с. 15-18.
  • Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий.» Издательство КАРО Санкт-Петербург, – 2013.

Книги по рисованию: как освоить различные техники

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected]

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу