Ряд гласных звуков: Гласные звуки | Понятия и категории

Содержание

Произношение гласных переднего ряда. Часть 1

Преподаватель английского языка: JenniferESL
Продолжительность видео урока: 13 минут 41 секунда

Что такое гласные переднего ряда?

Всем привет. В этом видеоуроке мы сосредоточимся на небольшой группе английских гласных — гласных переднего ряда. Гласные переднего ряда — это [i], [ɪ], [eɪ], [ɛ], [æ]. Я хочу, чтобы вы внимательно смотрели на мой рот в то время, как я произношу эти гласные звуки. Если вы будете это делать, то сможете увидеть мой язык. Послушайте и посмотрите еще раз: [i], [ɪ], [eɪ], [ɛ], [æ]. У всех этих гласных есть кое-что общее в момент произнесения — положение языка. Он в значительной степени продвинут вперед, и его передняя часть поднимается достаточно высоко, так что вы можете его видеть.

Это полная противоположность тому положению, которое мой язык должен принять, чтобы произнести гласные заднего ряда. В это время вам не виден мой язык: [u], [υ], [oυ], [ɔ]. Так происходит потому, что самой высокой точкой становится спинка языка. Я не хотела бы вводить вас в заблуждение, внушая мысль, что гласные заднего ряда требую поднятия спинки, а гласные переднего ряда — передней части языка.

На самом деле самый кончик языка опущен, когда я произношу гласные переднего ряда. Он опущен и прикасается к задней поверхности передних нижних зубов. Но при этом весь язык все-таки продвинут вперед, и вот эта часть поднята довольна высоко, раз вы можете ее видеть. Не забывайте об этом. Когда я произношу эти звуки, нужно, чтобы вы постоянно следили за положением языка. Еще раз: он продвинут вперед, самый кончик опущен и касается нижних передних зубов: [i], [ɪ], [eɪ], [ɛ], [æ]. И фактически к тому моменту, когда я достигаю звука [æ], я чувствую, что язык, точнее, самый его кончик более определенно упирается в нижние зубы.

Положение губ

Также я хочу рассказать вам о положении, которое должны занять губы, чтобы произнести гласные переднего ряда. Понаблюдайте за разницей между двумя позициями губ: когда я произношу гласные переднего ряда, а потом и гласные заднего ряда.

[i], [ɪ], [eɪ], [ɛ], [æ] – [u], [υ], [oυ], [ɔ].

Гласные заднего ряда требуют, чтобы губы были максимально округлены, как колесо. Гласные переднего ряда требуют растянутых губ.

Итак, на этом этапе я хочу, чтобы вы усвоили два момента:

  1. Гласные переднего ряда требуют, чтобы язык был выдвинут немного вперед, а его кончик опущен и прикасался к основанию передних зубов.
  2. При этом губы должны быть растянуты в стороны.

Что еще, кроме позиции языка и губ, является важным?

Третий момент, который вам нужно держать в голове при произнесении гласных переднего ряда, это то, насколько открытым должен быть рот. Если вы помните, во введении к этой серии уроков я говорила о звуках верхнего и нижнего подъема. Звуки верхнего подъема — это когда рот более прикрыт, потому что тогда положение языка, в целом, выше. При произнесении звуков нижнего подъема рот открыт сильнее, потому что в целом язык занимает более низкое положение. Таким образом, пока я продвигаюсь от [i] к [æ], мой рот открывается сильнее и сильнее, челюсть опускается ниже, но губы продолжают оставаться растянутыми в стороны. Язык сохраняет продвижение вперед, кончик опущен и касается нижних передних зубов. А теперь посмотрите еще раз, как я произношу эти гласные звуки, как открывается рот и опускается подбородок. [i], [ɪ], [eɪ], [ɛ], [æ] — зубы верхнего и нижнего подъема.

Теперь еще раз пройдемся по этим гласным, и я объясню более подробно, как произносить каждый из них.

Давайте начнем со звука [і]. При его произнесении губы очень сильно растянуты. И это долгий гласный. Поэтому представляйте себе, что ваши губы растянуты подобно тому, как растянут этот звук, потому что это долгий звук: [i], [і]. Язык в целом высоко поднят, рот почти закрыт. И, еще раз: губы растянуты в стороны. Кроме того, этот гласный звук является довольно напряженным. Напряженность означает сжатость, вы ощущаете ее в щеках и еще вот здесь, под подбородком. [i], [i], [і].

Долгий звук [і] можно услышать в слове me. На письме он обозначается различными способами. Варианты обозначения этого звука приведены здесь (послушайте и повторите за мной): me, cheese, tea, ski, key, brief.

 

Наш следующий звук — [ɪ]. Какова разница между [і] и [ɪ]?

Ну, прежде всего, в длительности. [і] — это очень долгий звук: [i]. [ɪ] короче. Второе различие в том, что наши губы более расслаблены, когда мы говорим [ɪ]. Мы продвигаемся от напряженности к некоторой расслабленности: [i], [ɪ] — [i], [ɪ]. И когда мы говорим [ɪ], наш рот открыт чуть сильнее.

Итак, более долгий звук — более краткий звук. Более напряженный — более расслабленный. И рот открыт чуть больше при произнесении [ɪ]. [i], [ɪ] — [i], [ɪ].

Краткий звук [ɪ] слышен в слове

sit. Этот звук также имеет несколько вариантов отражения на письме. Вот некоторые из них (опять послушайте и повторите за мной): sit, quiz, hymn, bridge.

Ну а теперь давайте поговорим о звуке [eɪ]. [eɪ] — это долгий гласный звук. При его произнесении наш рот открывается сильнее, а челюсть опускается ниже. Также это напряженный звук. Посмотрите, вы можете запомнить схему характеристик этих звуков сверху вниз: напряженный — расслабленный — напряженный;  долгий — краткий — долгий. Дальше вы посмотрите, будет ли эта схема действовать и дальше.

Итак, [eɪ] — долгий звук, губы по-прежнему растянуты в стороны, звук довольно напряженный, но открытый, более открытый по сравнению с другими гласными звуками, которые мы уже обсудили.

Давайте произнесем три гласных звука переднего ряда еще раз:

[i], [ɪ], [eɪ].

Долгий гласный [eɪ] можно услышать в слове day. Звук может по-разному передаваться на письме, вот некоторые варианты, а вам нужно повторить их за мной:

day, paid, weigh, wave, hey, break.

Четвертый гласный переднего ряда, к которому я сейчас перейду, это звук [ɛ]. [ɛ] – краткий звук. Видите, как работает та же самая схема? Долгий — краткий — долгий — краткий: [i], [ɪ], [eɪ], [ɛ]. Два долгих звука: [i] [eɪ] и два кратких: [ɪ], [ɛ]. При произнесении каждого из них наши губы растянуты в стороны, а язык вытянут вперед. Кончик языка прикасается к задней части передних нижних зубов. И по мере того, как мы последовательно произносим эти четыре гласных переднего ряда, вы чувствуете, как ваша челюсть опускается ниже. Ваш рот при этом должен открываться сильнее. Общее положение языка также характеризуется снижением: [i], [ɪ], [eɪ], [ɛ] – [ɛ] – [ɛ].

Краткий гласный [ɛ] можно услышать в слове bed. Он может быть представлен на письме разными способами, вот некоторые из них (опять послушайте и повторите за мной): bed, head, guess, said.

Последний гласный переднего ряда — звук [æ].

Это также краткий напряженный звук: [æ]. Так что теперь срабатывает следующая схема: напряженный — расслабленный — напряженный — расслабленный — напряженный ([i], [ɪ], [eɪ], [ɛ], [æ]).

[æ] — напряженный звук. Краткий. Наши губы, как и прежде, растянуты в стороны, и это самый открытый звук в этой группе. Посмотрите, какой контраст: [і] — [æ].

Конечно, гласный [ɛ] более закрытый, и между ними есть разница. Если вы не слышите эту разницу или у вас есть сложности с тем, чтобы воспроизвести эту разницу в собственной речи, проанализируйте, насколько широко должен быть открыт рот. Звук [æ] более открытый, чем звук [ɛ]. [ɛ] — [æ], [ɛ] — [æ]: видите ли вы, что рот открывается сильнее при произнесении последнего звука? И он, конечно, звучит более напряженно.

[æ] — это краткий звук, который мы слышим в слове bag. На письме он передается буквой A. Послушайте и повторите за мной: bag, fast, snack, cat.

На сегодня все. В следующем части урока мы продолжим изучение гласных звуков.

Гласные звуки древнерусского языка | О жизни слов

Характеризуя древнерусские гласные звуки, мы, как и в случае с согласными, будем говорить о периоде конца X – начала XI века, об «исходной» фонетической системе наддиалектного древнерусского языка.

К середине Х столетия этот язык уже утратил носовые гласные [ǫ] и [ę]. Остальные представлены в таблице ниже (для увеличения масштаба картинки откройте ее в новой вкладке браузера):

Часть гласных звуков, указанных в таблице, сохранялась в языке на протяжении веков и дошла до наших дней, вероятно, без серьезных изменений: [и], [э], [о], [у], [ы]. Все они выступали как самостоятельные фонемы. Но были и такие сонанты, которые со временем утратились.

Теперь нам неизвестно, как звучал ставший достоянием истории гласный [ѣ] ([ě]), позднее обозначавшийся буквой «ять». По одной версии, детально разработанной А. А. Шахматовым, он представлял собой дифтонг [͡ie]. По другой (ее придерживался А. М. Селищев) — загадочный гласный звучал как напряженный узкий [ê:]. Обе гипотезы обоснованны, т. к. в современных русских диалектах на месте древнего [ѣ] произносятся разные звуки — как дифтонги, так и одиночные узкие напряженные гласные. Подробнее об истории «ятя» можно прочитать в отдельной заметке.

Древнерусские гласные различались по долготе:

  • долгие [и], [у], [ы], [ѣ], [а], [ä];
  • краткие [э], [о];
  • сверхкраткие (редуцированные) [ь], [ъ].

В отличие от современного русского языка, где редуцированные звуки не являются фонемами, древнерусские редуцированные играли смыслоразличающую роль. Например, только благодаря гласным различались на слух указательное местоимение тъ в именительном падеже единственного числа мужского рода и местоимение среднего рода то в том же падеже и числе.

Характер артикуляции древнерусских редуцированных [ъ], [ь] не совсем ясен. Возможно, гласный непереднего ряда [ъ] был лабиализованным, огубленным.

В слове редуцированные гласные могли стоять в сильной и слабой позиции. Впоследствии в сильном положении они превратились в гласные полного образования, а в слабом — утратились. Более подробную информацию о позициях [ъ] и [ь] можно найти по ссылке.

В древнерусских словах встречались также редуцированные [ыˇ] и [иˇ] (например, в окончаниях полных прилагательных типа [красьныˇи̯], [синиˇи̯] и в некоторых формах глаголов: [мыˇjеть]). Пока нет единого мнения, являются ли эти звуки фонемами.

«Потомком» носового гласного [ę] стал звук [ä]. Он был похож на [а], но с передней зоной образования. Выступал в качестве фонемы в ограниченном количестве слов, там, где в прошлом на его месте произносился носовой гласный передней зоны: п[ä]ть, м[ä]со и др.

В исходной фонетической системе древнерусского языка было десять гласных фонем: <а>, <э>, <о>, <ѣ>, <и>, <ы>, <у>, <ä>,<ъ>, <ь>.

.

Литература:

Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. — М., 2009.

Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. — М., 1990.

Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. — М., 1981.

Иллюстрация: А. К. Саврасов «Хоровод в селе» (1873-1874).

Сопоставительная характеристика гласных звуков в нижнекатрухском диалекте азербайджанского и ихрекском диалекте рутульского языков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

УДК 811.351.12

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В НИЖНЕКАТРУХСКОМ ДИАЛЕКТЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО И ИХРЕКСКОМ ДИАЛЕКТЕ

РУТУЛЬСКОГО ЯЗЫКОВ

THE COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF VOWELS IN THE NIZHNY KATRUKH DIALECT OF AZERBAIJANI AND THE IKHREK DIALECT OF THE RUTUL LANGUAGE

© 2016 Бабаевa И. И.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2016 Babaeva I. I.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье дана сопоставительная характеристика гласных звуков нижнекатрух-ского диалекта азербайджанского (тюркская семья) и ихрекского диалекта рутульского (иберий-ско-кавказская семья) языков. Культурные и экономические связи двух соседних сел обусловили определенные фонетические изменения в произношении гласных звуков: появление фарингализо-ванных гласных, не характерных для тюркских языков, и нарушение сингармонизма под влиянием кавказских языков.

Abstract. The article provides comparative characteristics of vowels of the Nizhny Katrukh dialect of Azerbaijani (the Turkic family) and Ikhrek dialect of the Rutul language (the Iberian-Caucasian family). The cultural and economic links of two neighboring villages caused certain phonetic changes in the pronunciation of vowels: appearing the pharyngalized vowels, not characteristic for the Turkic languages, and violating the vowel harmony under the influence of the Caucasian languages.

Rezjume. V stat’e dana sopostavitel’naja harakteristika glasnyh zvukov nizhnekatruhskogo dialekta azerbajdzhanskogo (tjurkskaja sem’ja) i ihrekskogo dialekta rutul’skogo (iberijsko-kavkazskaja sem’ja) jazykov. Kul’turnye i jekonomicheskie svjazi dvuh sosednih sel obuslovili opredelennye foneticheskie iz-menenija v proiznoshenii glasnyh zvukov: pojavlenie faringalizovannyh glasnyh, ne harakternyh dlja tjurkskih jazykov, i narushenie singarmonizma pod vlijaniem kavkazskih jazykov.

Ключевые слова: фонетическая система, дифференциальные признаки, фонемы, фарингали-зованные гласные, глоттизованные звуки, сингармонизм.

Keywords: phonetic system, differential signs, phonemes, pharyngalized vowels, glottalized vowels, vowel harmony.

Kljuchevye slova: foneticheskaja sistema, differencial’nye priznaki, glasnye fonemy, faringalizo-vannye glasnye, glottizovannye zvuki, singarmonizm.

Выбор темы статьи не случаен, так как нижнекатрухский диалект подвергается влиянию как рутульского, так и лакского языков. В лексике диалекта встречаем много лакских слов. Что касается фонетической системы, то и здесь произошли изменения. Нижнекатрухский диалект азербайджанского языка недостаточно исследован. Имеются лишь некоторые сведения о фонетических особенностях в небольшой работе Н. С. Джи-далаева [2. С. 9]. Нами делается первая по-

пытка сопоставления нижнекатрухского диалекта азербайджанского языка с дагестанскими языками, в частности, с рутульским. Выбор ихрекского диалекта рутульского языка обусловлен тем, что с. Ихрек — соседнее село, и связано оно с давними культурными и хозяйственными отношениями с с. Нижний Катрух.

Сопоставительный анализ фонетических и фонологических систем нижнекатрухского диалекта азербайджанского и рутульского

48

••• ИзвестияДГПУ, №1, 2016

языков показал, что между ними имеются существенные расхождения. В сопоставляемых языках встречаются сходные фонемы, идентичные дифференциальные признаки. Но наряду с этим, сопоставляемые языки различаются количеством фонем и дифференциальных признаков, что ведет к разному количеству противопоставлений.

Вокализм нижнекатрухского диалекта состоит из 9 фонем, которые образуют три группы:

а) простые: а, е, и, о, ы, у;

б) глоттизованные: аь, оь, уь;

в) фарингализованные: а1, у1.

Гласные ихрекского диалекта рутульского языка образуют три группы:

а) простые: а, о. у, и, э, ы;

б) глоттизованные: аь, уь;

в) фарингализованные: а1, у1, ы1.

Что касается дифференциальных признаков, следует отметить, что гласные нижнекатрухского и ихрекского диалектов характеризуются четырьмя дифференциальными

признаками: степенью подъема языка, лабиа-лизованностью/нелабиализованностью, фа-рингализованностью/нефарингализованно-стью, глоттизованностью/неглоттизованно-стью.

Сопоставительный анализ позволяет выявить относительно полные, частичные и нулевые соответствия. Относительно полные соответствия: [а]: [а], [и]: [и], [э]: [э], [у]: [у], [ы]: [ы].

Хотя в сопоставляемых нижнекатрухском и ихрекском диалектах гласные [а], [и], [э], [у], [ы] имеют одни и те же артикуляционные признаки, но гласные нижнекатрухского диалекта азербайджанского языка являются более верхними и узкими, [у] и [о] — более лабиализованными.

Сопоставительную классификацию гласных в нижнекатрухском диалекте азербайджанского и ихрекского диалекта рутульского языков можно представить в виде следующей таблицы:

ряд / /подъем передний средний задний

Н. Катрух Ихрек Н. Катрух Ихрек Н. Катрух Ихрек

лабу /умл. нелаб. / /прос. нелаб/ /умл. лаб./ /умл. нелаб. / / прос. умлаут фарингал. лабиализ. нелабиал. фарингал. лабиализ. нелабиал. фарингал.

верхний уь и уь и у у у1

средний оь э э ы1 о ы о

нижний аь аь а ы1 а аI

При артикуляции гласного [а] в нижнекатрухском диалекте язык оттянут назад, кончик языка находится ниже и дальше от нижних резцов, спинка языка поднята и направлена к мягкому небу. Звук [а] — нижнего подъема, поэтому при его артикуляции язык вообще не касается твердого неба.

Гласный [а] в нижнекатрухском диалекте встречается во всех положениях: ана «мама», тамаша «зрелище», гьава «воздух».

Гласный [а] в ихрекском диалекте рутульского языка нелабиализованный, нижнего подъема заднего ряда, близок к ниж-некатрухскому [а] по артикуляции, но на конце слова этот гласный звук произносится менее открыто, чем в нижнекатрухском диалекте, а скорее, как гласный среднего ряда [аъ]. Гласный [а] встречается в ихрекском диалекте во всех фонетических позициях: агь «белая бязь», аяз «мороз», арала «изнутри», арахьал «бревно» и т. д. [3. С. 191].

Звук [аь] в нижнекатрухском диалекте переднего ряда нижнего подъема, нелабиализованный.

Гласный [аь] в нижнекатрухском диалекте встречается в начале и в середине слова. Например: аьрччеп «каша из толокна», баьрте «булка», гаьлди «пришел», маьЬле «верхний квартал» и т. д.

Гласный [аь] в ихрекском диалекте, в отличие от нижнекатрухского, среднего ряда нижнего подъема.

Гласный [аь] в ихрекском диалекте является аллофоном фонемы <а>. Употребление [аь] в структуре лексемы носит свободный характер: аьвгъу «яд», «отрава», аьгъыл «двор», аьмраьз «живот», духраь «сыновья», аьсидаьг «мучная халва», аьрхаь «поддержка» и т. д.

Гласный [ы] в нижнекатрухском диалекте заднего ряда среднего подъема. При артикуляции губы вытянуты вдоль полости рта, задняя часть спинки языка несколько

приподнята по направлению к мягкому небу.

Употребление гласного [ы] в ниж-некатрухском диалекте ограничено из-за влияния лакского языка. Очень часто [ы] заменяется гласным [и]. Данный гласный встречается в основном в аффиксах, реже в корнях слов: театыр «театр», ноябыр «ноябрь».

При артикуляции гласного [ы] в их-рекском диалекте средняя часть спинки языка поднимается к средней части твердого неба и передней части мягкого неба. Губы нейтральны. Гласный [ы] в ихрекском диалекте является средним по подъему и ряду и, в отличие от нижнекатрухского диалекта, встречается в любой позиции. Этот звук в ихрекском диалекте имеет широкое употребление, встречается как в открытых, так и в закрытых слогах: кьын «козел» — кьин «клятва», сыв «гора» — сив «ураза», дыд «муха» — дид «отец», сыр «могила» — сир «тайна», гъыл «яровая пшеница» — гьил «нога», халбыр «дома», хьыдылды «жена», «женщина» и т. д.

Гласный [и] в нижнекатрухском диалекте является переднерядним верхнего подъема. При артикуляции [и] язык продвинут вперед. Согласные в позиции перед и после [и] произносятся мягко: пишик «кошка», цирк «цирк», циркуль «циркуль», жилетка «жилетка», пис «злой», яхши «хороший» и т. д.

Гласный [и] употребляется во всех позициях: ит «собака», игит «герой», «храбрец», китав «книга», исси «жара» и т. д.

Гласный [и] в ихрекском диалекте в артикуляционном отношении принципиальных отличий от нижнекатрухского [и] не имеет, если не считать то, что вниж-некатрухском языке [и] более узкий: гелин «невеста», хейир «польза», илдирим «гром» и т. д.

В ихрекском диалекте гласный [и] несет большую нагрузку, встречается в начале, середине и конце слова: гич1 «страх», йик1 «сердце», йиз «снег», т1или «палец», ирды «красный», хьибыд «три», ил «запах», итды «сладкий» и т. д.

Гласный [у] в сопоставляемых языках заднего ряда верхнего подъема. При артикуляции [у] язык оттянут назад, передняя часть спинки языка приподнята по направлению к мягкому небу. Средняя часть спинки языка слегка прогнута. Губы выпячены вперед и округлены: кур «слепой», кьулагъ «ухо», айу «медведь».

При артикуляции звука [у] в ихрекском диалекте язык отодвигается назад, задняя

часть спинки языка более поднята к мягкому небу, чем при произношении нижнекатрухского [у]. Нижняя челюсть приподнята. Губы выпучены вперед и округлены: убур «ухо», уфун «желудок», суру «отара», йукьуд «четыре» и т. д.

Гласный [уь] в сопоставляемых языках лабиализованный, верхнего подъема переднего ряда. В нижнекатрухском диалекте при артикуляции [уь] язык нейтрален, кончик языка упирается в нижние резцы. Губы сильно вытянуты и округлены. Язык касается твердого неба в передней части по краям. Гласный [уь] узкий по сравнению с [у], данный звук реализуется без позиционных ограничений: йуьз «сто», гуьл «озеро», уьрдег «утка» [2. С. 8].

Гласный [уь] в ихрекском диалекте менее закрыт, чем в нижнекатрухском. Гласный [уь] реализуется почти во всех позициях, он возникает в основном из [у], т.е. фонетическая реализация [уь] обусловлена палатальностью согласных: дуькер «ребенок», суьбес «комар», туьъ «веревка», дуьгуь «рис», уьзви «член» и т. д.

Гласный [э] в сопоставляемых языках нелабиализованный, переднего ряда среднего подъема. При артикуляции [э] в нижнекатрухском диалекте язык сильно продвинут вперед, кончик языка упирается в нижние зубы.

Гласный [э] на письме обозначается в начале слова буквой э, в середине и в конце слова буквой е: эл «рука», куьмек «помощь», сен «ты», эркек «самец» и т. д.

При артикуляции ихрекского гласного [э] язык продвинут вперед, средняя часть спинки языка поднята к небу. Раствор рта больше, чем при образовании гласного [э] в нижнекатрухском диалекте. Гласный [э] на письме, как и в нижнекатрухском диалекте, обозначается буквами э и е: эбыр «кровь», эч «яблоко», хьэб «ноготь», зэр «корова», емиш «фрукт», т1эхь «овца», кьэл «соль», туье «лезвие ножа», кьаье «скала» и т.д.

Гласный [о] в сопоставляемых диалектах заднего ряда среднего подъема, лабиализованный. При артикуляции [о] в нижнекатрухском диалекте язык отодвинут назад сильнее, чем при произношении [у]. Кончик языка находится у основания передних нижних зубов, задняя спинка приподнята по направлению к мягкому небу. Губы вытянуты и округлены.

Гласный [о] реализуется во всех позициях, но более всего в первом слоге: он «десять», къойин «овца», т1оушан «заяц» и т.д.

В нижнекатрухском языке под влиянием лакского языка часто звук [о] заменяется

so

••• Известия ДГПУ, №1, 2016

звуком [у]: той (аз. лит.) — туй (н. катрух) «свадьба», отагъ (аз. лит.), утагъ (н. катрух) «гостиная» и т. д.

В рутульском языке гласный [о] отсутствует. Что касается ихрекского диалекта рутульского языка, то здесь в ограниченном количестве слов произносится гласный [о ]: ов «внизу», тов «гостиная», къов «крыша».

При артикуляции гласного [о] в ихрекском диалекте наблюдается средний раствор рта, язык оттянут назад. Задняя часть спинки языка приподнята к мягкому небу. Губы выпячены вперед и округлены меньше, чем при произношении [о] в нижнекатрухском диалекте, ср.: он «десять» (н. катрух) и овбаьй «внизу» (ихрек), къой «положи» (н. катрух) и къов «крыша» (ихрек) и т. д.

Гласный [оь] в нижнекатрухском диалекте переднего ряда среднего подъема, лабиализованный. При произношении [оь]кончик языка слабо упирается в нижние передние зубы. Средняя часть языка приподнята по направлению к концу твердого неба. Губы сильно выпячены вперед, округлены и более напряжены, чем при произношении [о].

Гласный [оь] в нижнекатрухском диалекте произносится в основном в первом слоге: оьмуьр «жизнь», оьрч1ук1улу «брусника» и т. д.

В ихрекском диалекте, как и в остальных диалектах рутульского языка, гласный [оь] отсутствует. Гласный [оь] заменяется фа-рингализованным гласным [у1]: у1му1р «жизнь», у1рдек «утка», у1лке «страна» и т. д.

Фарингализованные гласные в сопоставляемых языках обусловлены фонетической позицией, ср.: ра1хъ «дорога», кьваГд «два», ха1л «небо», гъы1р «заяц», ру1х «мельница», гъу1д «куропатка», ху1р «мука» и т. д. в ихрекском диалекте [1. C. 423]. Ма1гъле «квартал, улица», А1ли «Али», Гьа1ра1хъу1л «Ара-кул» (название села по соседству) — в нижнекатрухском диалекте. Употребление фа-рингализованных гласных в нижнекатрухском диалекте весьма ограничено. Фаринга-лизация не характерна для азербайджанского литературного языка. Наличие фа-рингализованных гласных в нижнекатрухском диалекте следует рассматривать как влияние дагестанских языков: лакского и рутульского.

Основная отличительная особенность вокализма нижнекатрухского диалекта от азербайджанского литературного языка заключается в нарушении сингармонизма. Под влиянием дагестанских языков нарушена гармония гласных, а именно оснава-тельно разрушена дистантная ассимиляция корневых гласных, ср.: иллеркечди (аз. лит.)

— илларкаьчди (н.катрух) «годы прошли», эшитмек — ишитмагъ «услышать», айы -айу «медведь», атасы — атаси «отец», бурну

— борни «нос» и т. д.

Таким образом, система гласных в нижнекатрухском диалекте существенно отличается от системы гласных как азербайджанского литературного, так и других тюркских языков. На вокализм нижнекатрухского диалекта оказало сильное влияние гласные рутульского и лакского языков.

Литература

1. Джамалов К. Э. Рутульско-русский словарь. М., 2006. 2. Джидалаев Н. С. Очерк нижнекатрухского диалекта азербайджанского языка. М., 2008. 3. Ибрагимов Г. Х. Рутульский язык. М., 1978. 4. Языки народов СССР. II том. М., 1967. References

1. Dzhamalov K. E. Rutul-Russian dictionary. M., 2006. 2. Dzhidalaev N. S. Essay of Nizhnekatrukh dialect of Azerbaijan. M., 2008. 3. Ibragimov G. Kh. The Rutul language. M., 1978. 4. The languages of the peoples of the USSR. Vol. II. M., 1967. Literatura

1. Dzhamalov K. Je. Rutul’sko-russkij slovar’. M., 2006. 2. Dzhidalaev N. S. Ocherk nizhnekatruhskogo di-alekta azerbajdzhanskogo jazyka. M., 2008. 3. Ibragimov G. H. Rutul’skij jazyk. M., 1978. 4. Jazyki narodov SSSR. II tom. M., 1967.

Статья поступила в редакцию 07.12.2015

Фонетика — Гласные

Гласные традиционно определялись с точки зрения положения наивысшей точки языка и положения губ. На рисунке 2 показаны эти позиции для восьми разных гласных. Наивысшая точка языка находится в передней части рта для гласных в словах heed, hid, head и had . Соответственно, эти гласные классифицируются как гласные переднего ряда, тогда как гласные в словах hod, hawed, hood и who’d классифицируются как гласные заднего ряда. Язык является самым высоким в гласные в внимании и кто бы , которые поэтому называется высоким, или близко, гласные, а самый низкий в гласные в имели и корыто, которые называются низкими или открытыми гласными. Другими словами, высота языка для гласных находится между этими двумя крайностями, и поэтому они называются средними гласными. Положение губ можно охарактеризовать как округлое, как в случае с кем-то , или незакругленное или раздвинутое, как в случае внимания .

положение языка для гласных звуков

Схема , показывающая положение языка для гласных звуков в английском языке слово осторожности , спрятали , головы , было , HOD , hawed , капот , и кто бы .

Британская энциклопедия, Inc.

Определение гласных с точки зрения положения наивысшей точки языка не совсем удовлетворительно по ряду причин. Во-первых, он игнорирует тот факт, что форма языка в целом сильно различается для гласных передних и задних. Во-вторых, хотя высота языка в гласных передних звуков варьируется примерно на одинаковую величину для так называемых равноотстоящих ступеней качества гласных, это просто не соответствует действительности при описании гласных заднего ряда. В-третьих, ширинаглотка значительно различается и, в некоторой степени, независимо от высоты языка, в разных гласных.

Некоторые органы используют такие термины, как напряжение и расслабленность, чтобы описать степень напряжения в мышцах языка, особенно в тех мышцах, которые отвечают за сгибание языка вдоль. Другие авторитеты используют термин «напряженный» для обозначения большей степени мышечной активности, что приводит к большей деформации языка из его нейтрального положения. Напряженные гласные длиннее соответствующих слабых гласных. Гласные в внимании и hayed напряжены, тогда как те , в скрываете и головы являются слабыми.

Во многих языках существует сильная тенденция к тому, что передние гласные имеют расширенное положение губ, а гласные заднего ряда — округляют губы. Как будет показано в следующем разделе, это приводит к получению гласных, которые акустически максимально различимы. Но многие языки — например, Французский и немецкий — передние гласные с закругленными углами. Таким образом, во французском языке существует контраст между высоким передним неокругленным гласным в vie , «жизнь», и высоким передним закругленным гласным с очень похожей позицией языка в vu , «увиденный», а также высоким закругленным гласным заднего ряда в vous , «you». . » Неокругленные гласные сзади также встречаются, например, во вьетнамском языке.

Назальные гласные, при которых мягкое небо опускается так, что часть воздушного потока выходит через нос, встречаются во многих языках. Французский язык различает несколько назальных гласных и гласных, сделанных с одинаковым положением языка, но с приподнятым мягким нёбом. Низкие гласные во многих формах английского языка часто носят назальный характер, особенно когда они встречаются между носовыми согласными, как в человеке .

Из-за сложности наблюдения за точным расположением языка, которое встречается в гласных, набор из восьми гласных, известный каккардинальные гласные были разработаны, чтобы действовать как ориентиры. Этот набор гласных определяется частично в артикуляционных, а частично в слуховых терминах. Кардинальная гласная номер один определяется как самая высокая и самая дальняя передняя позиция языка, которая может быть сделана без фрикционного звука; Кардинальный гласный номер пять определяется как самый низкий и самый дальний гласный заднего ряда. Кардинальные гласные два, три и четыре представляют собой ряд передних гласных, которые образуют звуковые равноудаленные ступени между основными гласными один и пять; а основные гласные шесть, семь и восемь представляют собой серию гласных заднего ряда с слуховыми шагами того же размера, что и в ряду гласных переднего ряда. Фонетики, обученные системе кардинальных гласных, могут точно описать гласные любого языка с точки зрения этих ориентиров.

Я в который раз хотел рассказать о гласных, а решил — об ударении, так что я собрал себя в кулак и р

Я в который раз хотел рассказать о гласных, а решил — об ударении, так что я собрал себя в кулак и решил прервать этот порочный круг; который пост подряд несчастные гласные задвигаются и задвигаются мной.

Гласные звуки — это чисто тоновые звуки. Они характеризуются по месту изгиба языка (ряду), степени подъёма языка (подъёму) и участию губ (лабиализации). Гласных звуков у нас от пяти до семи — зависит от того, какой фонетической школы вы придерживаетесь, и сейчас я буду рассказывать об ударных.

Согласных звуков, напомню, тридцать шесть.

При образовании гласных язык может находиться в верхнем, среднем и нижнем положении; говоря о подъёме гласного, имеют в виду именно это. [а] — нижний подъём, [э], [о], [ъ] — средний, [и], [ы], [у] — верхний.

По признаку ряда гласные подразделяются на три основные группы. При артикуляции гласных переднего ряда [и], [э] язык концентрируется в передней части полости рта. При артикуляции гласных заднего ряда [у], [о] — в задней. Гласные среднего ряда [ы], [а] занимают промежуточную позицию.

Ещё гласные делятся по лабиализированности — участию губ в образовании звука; так, [о] и [у] — лабиализованные гласные (губы принимают участие в произнесении звуков), все остальные — нелабиализованные.

Кстати, гласные звуки могут быть аккомодированными. Если просто, то это значит, на них влияет предшествующий мягкий согласный, меняя их артикуляцию на более переднюю и верхнюю. В результате рождаются всякие [å] и так далее.

У меня в лекции записано дословно: «в говорах появляются [°a], [a°] и [°a°], которые становятся [å]», но я вообще не понимаю, что тут имеется в виду.

Результатом аккомодации давным-давно было огубление согласных перед огубленнымигласными, в результате чего произносится [т°]ут, [р°]уки, [с°]он, [д°]ом, но сейчас этих фонетических процессов в языке нет.

(Автоподбор спросил: может, «загубленный»? Наивный! Это жизнь моя загублена филологией. Посмотри, китайщина, чем я занимаюсь!).

Но если с ударными гласными всё так просто, то есть ещё редуцированные. Редуцированные гласные — это те гласные, при попытке отдельного произнесения которых язык стремится свернуться в трубочку. Это называется редукцией — нечётким произнесением гласных звуков в безударных слогах. Произнесите: «молодёжь». Слышите, «о» — это не [о] и не [а]. Вы не поверите, но это два разных звука! Если записывать транскрипцию этого слова, то у вас выйдет что-то вроде [мълʌд’о́ш].

Редуцированные гласные — это аллофоны гласных фонем, если просто — варианты, которыми эта фонема может записываться во всех своих позициях. Вот эта прелесть:


И да, аккомодация и редукция рождают, мать их, ещё восемь не отражённых в классификации гласных звуков. По-моему, это просто свинство.

#фигология

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В РЕЧИ.

Звук является минимальной незначимой единицей речевого потока. Звук выступает в речи нерасчленённо, как единое целое; из него нельзя выделить отдельные элементы произношения (артикуляции). Выделение отдельных звуков является в известной мере огрубленным, т.к. в потоке речи звуки следуют непосредственно один за другим, изменяясь в зависимости от качества предшествующего или последующего звука.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Классификация звуков производится по двум линиям: с точки зрения их образования (артикуляционная классификация) и с точки зрения их восприятия (акустическая классификация). Ведущей является артикуляционная классификация звуков.

Воздух, проходя по дыхательным путям, на своем пути встречает два препятствия.

Первое препятствие – голосовые связки. Если они напряжены и сдвинуты, то при движении воздушной струи начинают колебаться и возникает тон (музыкальный звук). Так образуются гласные звуки (а также ряд согласных, в образовании которых принимают участие голосовые связки, например, сонорные согласные звуки).

Если голосовые связки не сдвинуты, то они не колеблются и тон не возникает.

Второе препятствие находится в ротовой полости – это губы, зубы, небо. Губы сближаются друг с другом, либо губы с зубами, язык с небом или зубами. Воздушная струя преодолевает это препятствие, и в результате возникает шум. Так образуются все согласные звуки.


Таким образом, основным артикуляционным отличием – наличием препятствий разного рода при образовании гласных и согласных — обусловлены и другие их отличия, прежде всего акустические, связанные с восприятием на слух.

Различия между гласными и согласными связано с локализованностью звуков. Гласные – нелокализованные звуки, у них нет точки соприкосновения активных и пассивных органов речи, нет места образования. У согласных есть точка, место взаимодействия активных и пассивных органов речи, поэтому они называются локализованными.

Для образования гласных достаточна слабой струи воздуха, для согласных же необходима более сильная воздушная струя, чтобы преодолеть препятствие в ротовой полости.

При образовании гласных звуков мускульное напряжение распространено равномерно по всей ротовой полости. При образовании согласных звуков мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

По образному выражению В.А. Богородицкого, гласные — это рторазмыкатели, а согласные – ртосмыкатели. Чем громче мы произносим гласные, тем сильнее раскрываем рот; чем громче хотим произнести согласные звуки, тем теснее должны сблизить речевые органы. (Ср. звуки [а] и [с])

Артикуляционная классификация гласных звуков.

Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, тон (голос) приобретает тембр в надгортанных полостях за счет обертонов, т.е. дополнительных тонов. Рот и глотка – резонаторы, где формируется различие между гласными.

Эти различия между гласными определяются объемом и формой резонирующих полостей. Объем и форма изменяются в результате движений губ, языка.

Гласные классифицируются по трем признакам:

1) по подъему (степени подъема языка по вертикали по отношению к твердому нёбу)

2) по ряду (степени продвинутости языка по горизонтали вперед или отодвинутости назад)

3) по участию губ (вытянутости вперед и специфичной форме «кольца»)

По подъему

Различают 3 подъема:

1) верхний подъем (язык высоко поднят к нёбу) – звуки [и], [ы], [у]

2) средний подъем (язык немного приподнят, занимает среднее положение по отношению к твердому нёбу) – звуки [э], [о].

3) нижний подъем (язык максимально опущен при широком растворе рта) – звук [а].

По ряду

Различают 3 ряда:

1) передний ряд (тело языка продвинуто вперед, кончик языка упирается в нижние зубы) – звуки [и], [э].

2) средний ряд (тело языка как бы распластано в полости рта) – звуки [ы], [а].

3) задний ряд (тело языка отодвинуто назад) – звуки [у], [о].

По участию губ

Гласные делятся на:

1) губные, или лабиализованные (губы вытянуты вперед и принимают специфическую форму «кольца») – звуки [о], [у].

2) негубные, или нелабиализованные (губы находятся в нейтральном положении) – [и], [э], [а], [ы].

Изменение гласных в речи

Возникающие в речи видоизменения (модификации) звуков выражаются в изменении качества их звучаний. Модификации могут быть двух видов:

1) комбинаторные, вызванные взаимодействием артикуляций звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном или близком соседстве друг с другом.

2) позиционные, вызванные определённым положением звука (например, безударная позиция, позиция абсолютного начала или абсолютного конца слова)

КОМБИНАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ

В зависимости от того, какой из звуков испытывает воздействие, предыдущий или последующий, различают направленность изменения:

А) изменение, при котором последующий звук подвергается воздействию предыдущего, называется прогрессивным;

Б) изменение, при котором предшествующий звук подвергается воздействию последующего, называется регрессивным.

В области русских гласных (русского вокализма) такие воздействия выражаются во влиянии артикуляций согласных звуков на артикуляции гласных и называются аккомодацией (от лат. accomodatio – «приспособление»)

Специфические особенности комбинаторных модификаций в области вокализма:

1) комбинаторное воздействие согласных на гласные возможно только в положении гласных под ударением.

2) результатом комбинаторных модификаций гласных является приобретение ими дополнительных оттенков звучания.

3) воздействие согласных на гласные осуществляется как прогрессивным, так и регрессивным путем, однако наиболее яркими, достаточно легко опознаваемыми на слух являются прогрессивные модификации.

В потоке речи гласные звуки могут приобретать 4 вида комбинаторных оттенков.

1 вид. И-образный оттенок, когда ударный гласный соседствует с мягкими согласными. Возникновение оттенка возможно в 3-х позициях: а) после мягкого согласного перед твердым [t’a t], б) после твердого согласного перед мягким [t a t’], в) между мягкими согласными [t’a t’], где [t] — любой согласный, а [а] – любой гласный. Обозначается и-образный оттенок точкой над гласным в начале или конце его звучания, например, в слове мята [м’ а т ъ], мать [м а т’], мять [м’ а т’].

Гласные с и-образным оттенком более краткие по длительности (закрытые). Но не все гласные в одинаковой степени меняют качество звучания. Безусловному воздействию подвержены только гласные [у], [о], [а] как непередние. У передних гласных [и], [э] появляется максимальная, предельная краткость звучания, они становятся звуками максимально высокого подъема.

2 вид. Оттенок назализации, когда ударный гласный соседствует с носовыми (назализованными) согласными [м], [м’], [н], [н’]. В зависимости от места положения носового согласного гласный приобретает носовой резонанс в начале, конце или в начале и конце артикуляции: носнос], банка [бан нкъ], немец [н’нэнм’ьц].

3 вид. Оттенок лабиализации, когда ударный гласный соседствует с губными (лабиализованными) согласными: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [в], [в’], [ф], [ф’]. При вытягивании губ в связи с лабиальной артикуляцией увеличивается объем передней части резонатора, понижается тон их произнесения: пыль [п оыл’], темп [т эо мп]. Не лабиализуются лабиализованные по природе гласные [о] и [у].

4 вид. Оттенок веляризации, когда ударный гласный соседствует с твердыми заднеязычными к, г, х, твердыми переднеязычными ж, ш, ц, твердым переднеязычным зубным л. Этот оттенок не приобретают гласные переднего ряда, как не сочетающиеся с твердыми согласными: годвот], жуквув к].

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ

Позиционным модификациям подвергаются гласные в безударном положении. Безударные гласные в русском языке редуцируются. Редукцией называется сокращение длительности звучания звука. В русском языке принято различать количественную (по долготе звучания) и качественную (по характеру звучания) редукцию.

Степень редукции зависит от места гласного по отношению к ударному слогу, а также от природных особенностей гласного: в наибольшей степени редукции подвержен гласный нижнего подъема а, в наименьшей – гласные верхнего подъема и, ы, у.

Различают 2 степени редукции. Редукция первой степени характерна для звуков первого предударного слога и абсолютного начала слова. Редукция второй степени характеризуется резким сокращением длительности и заметными изменениями в характере звучания гласных. Ей подвержены гласные во всех заударных слогах, а также в предударных, находящихся в значительном отдалении от ударного слога (кроме 1-го предударного и абсолютного начала слова). Представим графически звуковую структуру слова фонетическая — [сасасасассаса],

II I II II II

где любой согласный обозначим [с], а любой гласный [а]. Ударный гласный подчеркнут и выделен жирным шрифтом, латинскими цифрами обозначены степени редукции.

Следует отметить, что гласные верхнего подъема [и, ы, у] подвергаются только количественным изменениям – становятся в безударном положении более короткими, менее напряженными – качественно они не меняются. Гласные же неверхнего подъема [а, о, э] подвергаются не только количественным, но и качественным изменениям.

Для них существуют специальные обозначения:

[/\] – «крышка», «шалашик»

э] – «и с призвуков э»

э] – «ы с призвуком э»

[ъ] – «ер»

[ь] – «ерь»

Первые три знака используются для обозначения звуков неверхнего подъема [э, о, а] в 1 слабой позиции (I степени редукции), а два последних [ъ] и [ь] – для обозначения безударных гласных сверхкратких во 2 слабой позиции (II степени редукции).

Все безударные гласные приближаются в звучании

~ к [а] – умеренное аканье,

~ к [ы] – умеренное ыканье,

~ к [и] – умеренное иканье.

~ а = [/\] (I степени редукции) и [ъ] (II степени редукции) – модификация звуков [о] и [а] (в[/\]да, в[ъ]дяной)

~ ы = [ыэ] (I степени редукции) и [ъ] (II степени редукции) – модификация звуков [а], [э] после твердых согласных (ж [ыэ]на, фон [ыэ]тический, ш[ъ]рстяной)

~ [и]= [иэ] (I степень редукции) и [ь] (II степень редукции) – модификация звуков [э] и [а] после мягких согласных (л[иэ]сник, лед[иэ]ной, щ[ь]б[иэ]тать)

Позиционные изменения гласных неверхнего подъема можно представить в виде таблицы

 

После тв. согл. I ст.ред. II ст. ред. После мягк.согл. I ст. ред. II ст.ред.
[а] [/\] [ъ] ’[а] э] [ь]
[о] [/\] [ъ] ’[о] - -
[э] э] [ъ] ’[э] э] [ь]

 

 

Языкознание. Гласные звуки, классификация гласных звуков

В каждом слове русского языка встречаются гласные звуки. Классификация гласных звуков изучается не только в школах, но и в университетах. Информация, которая предоставлена в нашей статье, необычайно полезна студентам-филологам. Благодаря ей они могут ознакомиться с основами фонетики русского языка. В статье также присутствует несколько интересных фактов о гласных буквах.

Фонетика и языкознание. Общая информация

Языкознание (лингвистика) — это наука, которая изучает тот или иной язык, а также его функции, внутреннюю структуру и закономерности его функционирования. Языкознание тесно связано со многими другими сферами жизнедеятельности и играет важную роль в жизни каждого. Лингвистика переплетается с историей, археологией, этнографией, литературоведением, психологией, физиологией, антропологией, а также с философией.

Буквы изучает фонетика. Классификация гласных, согласных звуков представлена именно в этом разделе науки. Фонетика, как часть лингвистики, также изучает слоги, звукосочетания и закономерности их соединения. Данная наука сформировалась в 17 веке. Ее создание было связано с потребностью обучения глухонемых. В 18 веке было положено начало акустической теории гласных.

Гласные звуки

Классификация гласных звуков русского языка необычайно важна для языковедов. Ее начинают изучать еще в школе, но более подробное обучение предоставляется только студентам-филологам. Гласные — это одна из разновидностей звуков, при артикуляции которых воздух не сталкивается со значительными препятствиями. Именно поэтому над гортанью не создается существенное давление.

Акустически артикуляция гласных звуков представлена как периодические колебания. Классификация гласных букв и звуков различает разнообразные признаки, которые описаны в нашей статье. Различия в артикуляции достигаются благодаря изменениям формы резонатора. В русском языке присутствует 10 гласных букв.

Гласные благодаря акустической артикуляции также называют музыкальными звуками. Под ними также подразумевают буквы, которые имеют такое же звучание. В этом случае используют термин «гласные звуки».

Признаки гласных

Гласные звуки и их классификация имеют несколько общепринятых признаков. С ними знаком каждый языковед. В нашей статье описаны некоторые из них:

  1. Первый признак — подъем. Он связан с вертикальным расположением тела языка. Известно четыре вида подъема: верхний; средне-верхний; средне-нижний; нижний. Не во всех языках встречаются все разновидности подъемов. Например, в русском языке присутствует только один из средних подъемов.
  2. Еще один признак — ряд. Он определяется горизонтальным расположением языка при артикуляции. Существует три ряда: передний; средний; задний.
  3. Лабиализация гласных связана с расположением губ. Например, огубленные звуки артикулируются путем вытягивания губ вперед.
  4. Фонация связана с вибрацией голосовых связок.

Акустическая классификация гласных

Все гласные звуки образуются при помощи тона голоса. Они могут быть как ударными, так и безударными. Это зависит от их расположения в том или ином слове. В зависимости от этого гласные называют сильными или слабыми. Во втором случае звуки короткие по звучанию. При их произношении не требуется напряжение голосовых связок. Сильные гласные звучат более долго. При их произношении потребуется напрячь голосовые связки.

Тон гласных — это несаморазличительная характеристика. Он может передать эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл фразы или предложения. Например, если они являются вопросительными, то гласный, который несет наибольшую смысловую нагрузку, произносится более высоким тоном.

Лучшие книги для изучения фонетики русского языка

Классификация гласных и согласных играет важную роль в изучении русского языка. Важно использовать дополнительную литературу при обучении. Это неслучайно, ведь для того, чтобы изучить фонетику в полном объеме, необходимо большое количество времени и сил. Без использования специальной литературы качественное обучение невозможно. В нашей статье перечислены лучшие книги, в которых представлена классификация гласных и согласных букв.

Книга «Фонетика современного русского языка», автор которой — Буланин Л. Л., сочетает в себе опыт описания русского языка на основе общелингвистических и фонетических идей школы Л. В. Щербы. Данное издание — учебное пособие для студентов-филологов. В книге представлен теоретический курс русского языка. В ней присутствует девять глав.

«Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография» — одно из лучших учебных пособий. Автор книги — А. И. Моисеев. Она содержит в себе 254 страницы теоретического материала. В книге описана не только классификация звуков речи (гласные, согласные), но и основа морфологии и орфографии. Целью учебного пособия является углубление профессиональных знаний учителя русского языка и студента-филолога.

Книга «Историческая фонетика русского языка» была издана в 1980 году. Ее автор — Колесов В. В. В книге содержится 214 страниц. В ней описано развитие фонетической системы русского языка. Особое внимание автор уделяет общерусским языковым процессам. Вся информация, предоставленная в книге, подкреплена фактическим материалом из различных источников.

«Фонетика современного русского языка» — это книга, автором которой является Гиржева Г. Н. Она была издана год назад. Цель учебного пособия — выработать у студентов представление о звуковой системе языковой деятельности, а также сформировать понятие о звуковых единицах.

Многие языковеды на протяжении многих лет исследуют звуки речи. Классификация гласных звуков, так же как и согласных, — это достаточно кропотливый труд. Для ознакомления с полным объемом информации важно использовать дополнительную литературу.

Интересные факты о гласных звуках «а» и «о»

Гласный звук «а» является одним из главных и наиболее распространенным во многих языках мира. Это первое, что учится выговаривать новорожденный ребенок. Специалисты утверждают, что звук «а» присутствует в абсолютно всех языках мира. К слову, в убыхском это единственная гласная. Специалисты по символике считают, что все буквы являются производными от «а».

Буква «а» имеет финикийское происхождение, как и многие другие. В графике многих алфавитов она изображена как треугольник с перекладиной посередине. Специалисты считают, что она символизирует голову быка. Это животное было особо почитаемым у финикийцев. В христианстве гласная буква «а» соотносится с пятью ранами Иисуса Христа.

Звук «о» является наиболее древним. Буква входила в финикийский алфавит более 3 тысяч лет назад. С тех пор она не изменилась. В церковных и старославянских азбуках буква звучит как «онъ».

Буквы «е», «ё», «ю», «я»

Немалую роль в русском языке играют гласные звуки. Классификация гласных звуков позволяет понять, как правильно произнести то, или иное слово. Буквы «е», «ё», «ю», «я», которые расположены после согласного, указывают на его мягкость. В таком случае они обозначают один гласный звук.

Ни для кого не секрет, что буквы «е», «ё», «ю», «я» в некоторых случаях могут обозначать 2 звука. Такое может произойти, когда одна из них расположена в начале слова. Например, слово «ель» звучит как [йе]ль. Буква имеет несколько звуков также в том случае, если она расположена после гласной. Например, маяк. Такая фонетическая ситуация также наблюдается в том случае, если гласная буква расположена после твердого или мягкого знака.

Буква «ы» и ее отмена

Звук «ы» является гласным. Он вызывает непонимание со стороны иностранцев, которые желают выучить русский язык. Они на протяжении длительного периода обучения не понимают, как произносится данный звук. Фонологи характеризуют его как неогубленный гласный среднего ряда верхнего подъема. Данный звук встречается во многих языках мира.

Звук «ы» распространен у монголов и тюркских народов. Звукосмысловые различия букв «ы» и «и» позволяют создать новый ряд слов и понятий.

Два года назад Владимир Жириновский выступил с предложением убрать букву «ы» из русского языка. Он утверждает, что она не присутствует ни в одном европейском языке. И ее не могут выговорить не только иностранцы, но и дети. Специалисты утверждают, что избавиться от буквы и звука можно, но это лишь создаст проблемы в разговорной и письменной речи.

Некоторые специалисты утверждают, что вмешаться в фонетическое развитие языка невозможно. Звуковой состав формировался на протяжении многих столетий самостоятельно, и язык его определяет сам.

На протяжении многих лет формировались согласные и гласные звуки. Классификация гласных звуков, согласных, а также пути их развития описаны во многих научных работах ученых-филологов.

Изучение гласных звуков

Изучение гласных звуков вызывает затруднение у детей. Существуют различные методики, которые позволят родителям и педагогам сделать обучение ребенка более результативным. Для того чтобы научить детей читать по слогам, важно, чтобы они знали и различали гласные буквы. На первом уроке важно изучить с ребенком не более 4 букв. Все они должны быть напечатаны на карточках. На протяжении урока ребенок должен постоянно их видеть. Важно не только показывать букву, но и произносить ее. Так ребенок будет запоминать ее визуально и аудиально.

На втором уроке важно повторить уже выученные буквы и перейти к изучению еще двух. Ознакомить ребенка с гласными буквами можно за 5 уроков.

Подводим итоги

Огромную роль в русском языке играют гласные звуки. Классификация гласных звуков теперь вам известна. Она будет полезна не только филологам, но и тем, кто интересуется развитием фонетики русского языка. При обучении также важно использовать дополнительную литературу.

Отфильтровать слова из данной серии Pandas, которые содержат как минимум две гласные

В этой статье показано, как мы можем отфильтровать слова из данной серии, которые содержат две или более гласных. Здесь мы увидим два способа, которыми мы можем этого добиться.
Пример 1:
В этом примере мы будем использовать функцию map() для циклического просмотра последовательности и проверки каждого слова, если количество гласных больше или равно двум. Карта в основном используется для циклического прохождения серии, а Счетчик используется для подсчета количества гласных в каждом слове.

Python3

импорт панд как э.р.

из коллекции Импорт счетчик

серия = pd.Series ([ 'Apple' , 'Banana' 'Banana' , 'Cherry' 'Cherry' ,

'Plum' , 'Orange' , 'Рис , 'Malon' 'Melon' ])

Print ( "Оригинальный серии:" )

Печать (серия)

Печать ( » \nСлова, содержащие не менее 2 гласных". карта ( Lambda C: C: SUM ([счетчик (C.lower ()). Get (I, 0 )

для I в List ( ( 'aheiou' )])> = 2 )

печать (серия [Результат])


 

Вывод:
 

 

 

Пример 2:
В этом примере мы будем использовать серию 9004.Функция str.count() с регулярным выражением для перебора серии и проверки каждого слова, если количество гласных больше или равно двум. (?i) используется для запуска режима без учета регистра для преобразования символов верхнего регистра в символы нижнего регистра. Нам нужно преобразовать символы верхнего регистра в нижний регистр, потому что для гласных мы сравниваем гласные нижнего регистра, поэтому всякий раз, когда появляются гласные верхнего регистра, как в Apple , нам нужно преобразовать «A» в нижний регистр для правильного сравнения.

Python3

импорт панды как э.р.

из коллекции импорт Счетчик

серия = pd.Series ([ 'Apple' , 'Banana' ', ' Cherry ' , ,

' Plum ' , ' Orange ' , ' Рис , 'Melon' 'Melon' ])

Print ( "Оригинальный серии:" )

Печать (серия)

Печать ( "\nСлова, содержащие не менее 2 гласных" )

 

результат = серия[серия. утра .Count ( '(? I) [Aeiou]' )> = 2 ]

]

печать (серия [Результат])






Pandas Программа для фильтрации слов из данной серии, которые содержат

Просмотров: 30

 

Напишите программу Pandas для фильтрации слов из заданного ряда, содержащих не менее двух гласных.

 

Образец раствора  :

Код Python:

Пример вывода:

 Оригинальная серия:
0 Красный
1 зеленый
2 апельсина
3 Розовый
4 желтый
5 белый
тип: объект

Отфильтрованные слова:
1 зеленый
2 апельсина
4 желтый
5 белый
dtype: объект 

 

 

Пример Pandas. Напишите программу Pandas для фильтрации слов из заданного ряда, содержащих не менее двух гласных

.

Два поля машинного обучения

У машинного обучения есть две стороны:

  • Практическое машинное обучение: Это касается запросов к базам данных, очистки данных, написания сценариев для преобразования данных и объединения алгоритмов и библиотек, а также написания пользовательского кода для получения надежных ответов из данных для решения сложных и плохо определенных вопросов.Это неразбериха реальности.
  • Теоретическое машинное обучение : речь идет о математике, абстракции, идеализированных сценариях, ограничениях, красоте и информировании о том, что возможно. Это намного аккуратнее и чище и удалено от беспорядка реальности.
   Отказ от ответственности    : Информация и код, представленные в этом рецепте/руководстве, предназначены только для образовательных и обучающих целей для начинающих и разработчиков. Любой может практиковать и применять рецепт/учебник, представленный здесь, но читатель берет на себя полную ответственность за свои действия.Автор (куратор контента) этого рецепта (кода/программы) приложил все усилия, чтобы точность информации была правильной на момент публикации. Автор (куратор контента) не берет на себя и настоящим отказывается от какой-либо ответственности перед какой-либо стороной за любые убытки, ущерб или сбои, вызванные ошибками или упущениями, независимо от того, являются ли такие ошибки или упущения результатом случайности, небрежности или любой другой причины.    Информация, представленная здесь, также может быть найдена в общедоступных доменах.  

Комплект рабочих тетрадей для учащихся «Короткие гласные» серии Phonics Skill Series™ 95

95 Phonics Skill Series™: Краткие гласные

Наш новый дополнительный ресурс «Короткие гласные» является первым в серии уроков, предназначенных для заполнения пробелов, повторения или расширения определенных фонетических навыков для учащихся 1–8 классов.30 ежедневных уроков были разработаны для удовлетворения потребностей всех учащихся, которым требуется учебное подкрепление и подробное обучение всем 5 кратким гласным в словах CVC, чтобы достичь мастерства в построении закрытых слогов.

Что такое 95 Phonics Skill Series™: Короткие гласные?

Универсальная программа помогает учащимся всех уровней обучения умело читать слова CVC в течение 20-минутных уроков, которые закрепляют модель закрытого слога посредством сортировки слов, сопоставления звукового правописания с фоническими чипами и без них, беглостью речи, цепочками слов, диктовкой предложений. , и декодируемые пассажи.Каждый урок начинается с объяснения концепции фонетики и обеспечивает учащимся применение на уровне слова, фразы, предложения и отрывка, что приводит к мастерству.

Новые уроки серии 95 Phonics Skill Series™: Short Vowels просты в применении учителями, независимо от их глубоких знаний фонетических концепций. Для клиентов, использующих базовые фонологические и акустические программы 95 Percent Group и интервенционные программы, эти уроки следуют нашему проверенному фоническому континууму.

95 Phonics Skill Series™: Short Vowels содержит стратегическое обучение 

Наша универсальная серия Phonics Skill Series представляет собой структурированное обучение грамоте, основанное на исследованиях, которое является четким, систематическим, последовательным и кумулятивным для Уровня 1 и Уровня 2 Многоуровневой системы поддержки (MTSS).

  • Уровень 1: добавьте этот подробный обзор к основной инструкции во время блока ELA уровня 1 (классы 1–3)
  • Уровень 2: Проведите эти полностью подготовленные стратегические систематические уроки для малых групп уровня 2 (K-8), а также,
  • Инструкция для учащихся ELL
  • Дополнительные занятия для учащихся дошкольных учреждений или детских садов
  • Репетиторство и внеклассные программы для всех классов

 

ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА

95 Phonics Skill Series™: рабочая тетрадь Short Vowels Student Workbook Package продается в наборах по 5 штук и включает:

  • Рабочие тетради для учащихся со страницами заданий, сортировкой слов, сопоставлением звуков и правописания, составлением цепочек слов и диктовкой предложений
  • Студенческие манипуляции с картой звукозаписи и фишками

Наборы из 5 штук позволяют гибко заказывать товары для групп разного размера.

95 Phonics Skill Series™: обзор кратких гласных и пример урока

Нажмите здесь  , чтобы загрузить полное описание программы, которое включает объем и последовательность, обоснование разработки продукта, исследования и фокус на навыках.

Серия 95 Phonics Skill Series™: Краткие гласные  Образец урока

95 Phonics Skill Series™: Short Vowels Teacher’s  Пакет (Ph5030.01) продается отдельно и включает:

  • Полноцветное издание для учителя в спиральном переплете с 30 написанными сценариями 20-минутных простых планов уроков и процедур, которые требуют минимальной подготовки учителя и планирования
  • Звуко-орфографические карточки с артикуляционным пособием 
  • Доступ к защищенному сайту, содержащему файлы HTML-презентаций для использования во время обучения.Учителя могут получать доступ к файлам цифровых презентаций и использовать их для моделирования управляемой практики в классе или удаленно с помощью платформы для видеоконференций. Цифровые компоненты доступны на любом устройстве с текущим браузером, включая Chromebook®.
  • Доступ SSO к вспомогательным материалам
  • 30-минутное обучающее видео для учителей по требованию; более углубленное обучение профессиональному развитию также доступно за дополнительную плату

Вариации небно-глоточной клапанной системы: фактор изменения гласных

Аннотация

Значительный объем исследований «нормальной» небно-глоточной клапанной системы в связи со звукообразованием в связной речи еще предстоит завершить, в основном из-за большого количества переменных, вовлеченных в такие исследования.Исследования показали, что небно-глоточные клапаны для определенных звуков зависят от фонетического окружения оцениваемого звука (3, 4, 7, 9). Также было продемонстрировано, что вентилирование длительных звуков значительно отличается от вентилирования тех же звуков в любом связном речевом высказывании (9, 10). Поскольку необходима дополнительная информация, а также ввиду важности клинического и теоретического применения такой описательной информации на больших выборках, была разработана серия кинофлюорографических исследований для описания некоторых взаимосвязей между небно-глоточными клапанами и производством специфических звуков, когда они встречаются в слогах в речи. связная речь.Слог, описанный Стетсоном (13), а позднее Якобсоном и Галле (8), считается в этих исследованиях основной единицей моторной речи. С помощью этой системы отсчета были получены управляемые кинофлюорографические фильмы для анализа паттернов движения органов речи от трахеи до губ у 100 нормально говорящих субъектов. Каждый фильм содержит наборы слогов, серию согласных-гласных-согласных слов и предложение, содержащее множество носовых и устных согласных, а также выборку различных типов гласных элементов.Этот отчет является первым в серии отчетов. Отчет ограничен анализом небно-глоточных клапанов у пяти нормальных субъектов, производящих аналогичные повторяющиеся слоги CV в контролируемых условиях. Гласные /i/, /a/ и /u/ были объединены с лабиальным согласным /p/, чтобы сформировать проанализированные слоги CV. Были заданы следующие вопросы: а) Возникают ли значительные различия в измерениях небно-глоточных клапанов в результате изменения гласных в произнесении повторяющихся слогов CV? б) Влияет ли временной порядок слога в высказывании на измерения небно-глоточной

Групповая тренировка слуха по гласным и согласным

Аудитория: Сурдопедагоги, классные руководители специального образования, передвижники, детские логопеды

Слуховое обучение навыкам восприятия гласных и согласных — это курс 3 в серии из четырех курсов для самостоятельного изучения, созданных для экономии времени учителей и SLP при обучении детей в возрасте от 2 до 12 лет основным слуховым навыкам с использованием учебной программы CID по восприятию речи. и оценка, или SPICE. Восприятие гласных и согласных – третья цель систематического применения учебного плана.

Этот курс основан на курсах 1 и 2 нашей серии из четырех частей по SPICE . После того как глухой или слабослышащий ребенок научился различать речь, он готов к развитию навыков восприятия гласных и согласных (вместе с надсегментными навыками, описанными в Курсе 2). Даже если у вас нет материалов SPICE , вы можете применить концепции и принципы, описанные в этой серии.

Этот курс охватывает структуру стратегий, целей, задач и действий, направленных на то, чтобы помочь детям перейти от восприятия различий в словах с разным ударением и интонацией, которые различаются только гласными и согласными. Учебная программа CID SPICE переходит от задач грубой дискриминации к более тонкой, предлагая богатый набор действий, которые вы можете адаптировать к потребностям каждого ребенка в соответствии с его возрастом, интересами и способностями.

Курс включает классное видео, чтобы вы могли увидеть эффективные методы обучения в действии.

Результаты обучения

Участники смогут:

  • Оцените способность ребенка воспринимать гласные и согласные.
  • Опишите соображения по разработке уроков восприятия гласных и согласных для детей разного возраста и способностей.
  • Опишите стратегии обучения навыкам восприятия гласных и согласных.

Продолжительность:   Приблизительно 30 минут

Кредиты на непрерывное образование

.5 LSLS CEU, AG Bell Academy

Заявление о раскрытии информации

Финансы: Г-жа Мэнли является младшим координатором Центра профессионального развития Эмерсона при CID – Центральном институте глухих.

Нефинансовые: г-жа Мэнли является автором SPICE 2 nd Edition (Учебная программа по восприятию речи и оценка) учебной программы по обучению слуху. CID владеет авторскими правами на SPICE 2 nd Edition. Мисс Мэнли не получает гонораров или финансовой выгоды от его продажи.

CID – Центральный институт глухих разработал и опубликовал учебную программу по слуховому обучению под торговой маркой SPICE (учебная программа и оценка восприятия речи). Эта презентация будет посвящена учебному плану и оценке SPICE по слуховому обучению и будет включать ограниченную информацию об аналогичных или родственных продуктах.

 

Regex для сопоставления гласных [aeiou] – RegexLand

В английском языке 5 гласных (aeiou).Иногда бывает полезно найти все гласные в текстовой строке или найти все слова, содержащие гласные.

Регулярное выражение, которое соответствует всем гласным, использует диапазон символов (квадратные скобки), содержащий все гласные (например, [aeiou]). Чтобы сопоставить двойные гласные или дифтонги, добавьте квантификатор {2} после диапазона символов.

Выражение, которое соответствует всем гласным в строке:

 /[aeiou]/Редактировать с помощью Regexity 

Буква yEdit с Regexity иногда действует как гласная, а иногда как согласная.Чтобы соответствовать ему, выражение изменится на:

 /[aeiouy]/Редактировать с помощью Regexity 

Эти выражения будут соответствовать любой гласной в текстовой строке.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: регулярное выражение для буквенных символов

Как это работает

Приведенное выше выражение выполняется путем включения всех 5 гласных (6, если вы считаете y) в квадратных скобках []Редактировать с помощью Regexity. Квадратные скобки указывают диапазон символов, что означает, что любой символ внутри квадратных скобок будет совпадать.

Сопоставление двойных гласных или дифтонгов

Чтобы сопоставить двойные гласные, такие как aeEdit с Regexity или ooEdit с Regexity, нам нужно включить квантификатор за квадратными скобками, чтобы указать, сколько гласных мы хотели бы сопоставить.

 /[aeiou]{2}/Изменить с помощью Regexity 

{2}Edit with Regexity за квадратными скобками действует как квантификатор, указывающий, сколько последовательных гласных из квадратных скобок мы хотели бы сопоставить. Число можно легко настроить на количество гласных, которое вы хотите сопоставить.Например, если вы хотите сопоставить 3 гласных, используйте {3}Edit with Regexity:

.
 /[aeiou]{3}/Изменить с помощью Regexity 

Регулярное выражение для слов, содержащих гласные

Чтобы сопоставить любое слово, содержащее гласную, мы можем включить диапазон символов, состоящий из всех букв [az]Edit with Regexity до и после набора символов гласной.

 /[a-z][aeiou][a-z]/Редактировать с помощью Regexity 

Приведенное выше выражение будет соответствовать только одной другой букве до и после каждой гласной, поэтому мы можем включить нуль или более квантификатор *Редактировать с регулярным выражением после каждого из диапазонов символов [a-z]Редактировать с регулярным выражением, чтобы соответствовать нулю или более букв:

 /[a-z]*[aeiou][a-z]*/Редактировать с помощью Regexity 

Чтобы включить заглавные буквы в микс, мы можем либо добавить диапазоны заглавных букв [A-Z]Редактировать с помощью Regexity в оба диапазона буквенных символов:

 /[A-Za-z]*[aeiou][A-Za-z]*/Редактировать с помощью Regexity 

Или мы можем добавить нечувствительный к регистру флаг iEdit с Regexity позади всего выражения, который будет соответствовать всем словам, содержащим гласные, независимо от их регистра.

 /[a–z]*[aeiou][a–z]*/iEdit с Regexity 

Регулярное выражение для слов, не содержащих гласных

Чтобы сопоставить все слова, не содержащие гласных, мы можем начать с диапазона букв, который содержит все согласные и исключает гласные. В диапазоне символов aEdit с Regexity исключен, поскольку это гласная. Буквы b-dEdit с Regexity включены, eEdit с Regexity исключены, f-hEdit с Regexity включены, iEdit с Regexity исключены и так далее…

 /[b-df-hj-np-tv-z]/Редактировать с помощью Regexity 

Приведенное выше выражение будет соответствовать только одному из этих символов.Мы можем использовать один или несколько квантификаторов +Edit с Regexity за квадратными скобками, чтобы соответствовать одному или нескольким из этих символов.

 /[b-df-hj-np-tv-z]+/Редактировать с помощью Regexity 

Чтобы убедиться, что мы сопоставляем целые слова, а не только их части, мы можем вставить разрыв слова \bEdit with Regexity до и после квадратных скобок. Это гарантирует, что возвращаемое совпадение начинается и заканчивается в начале слова.

 /\b[b-df-hj-np-tv-z]+\b/Редактировать с помощью Regexity 

И, наконец, чтобы разрешить сопоставление слов как в верхнем, так и в нижнем регистре, мы можем включить флаг нечувствительности к регистру iEdit с Regexity за всем выражением:

 /\b[b-df-hj-np-tv-z]+\b/iEdit с Regexity 

Регулярное выражение для слов, содержащих только гласные

Для сопоставления слов, содержащих только гласные, мы начинаем с класса символов гласных [aeiou]Edit with Regexity и добавляем после него один или несколько квантификаторов +Edit with Regexity:

 /[aeiou]+/Редактировать с помощью Regexity 

Чтобы обеспечить соответствие целых слов, а не только их частей, добавьте символ разрыва слова \bEdit with Regexity до и после диапазона символов:

 /\b[aeiou]+\b/Редактировать с помощью Regexity 

И, наконец, чтобы убедиться, что слова во всех регистрах совпадают, добавьте в конец всего выражения флаг без учета регистра iEdit with Regexity:

 /\b[aeiou]+\b/iEdit с Regexity 

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: регулярное выражение для буквенно-цифровых строк

Источники

Регулярные выражения на этой странице были адаптированы из решений, представленных на Stack Overflow RobG по этому вопросу, HamZa по этому вопросу и CertainPerformance по этому вопросу.

Есть ли английские слова без v…

Большинство слов, конечно, состоят из гласных и согласных. Различие между ними связано с тем, как произносятся буквы. Гласная ( a , e , i, o и u в английском языке) — это произносимый звук, произносимый с открытым ртом и без касания языком нёба, зубов и т. Согласный звук – это произносимый звук, издаваемый путем полного или частичного перекрытия потока воздуха, выдыхаемого через рот.Все остальные буквы согласные, хотя и можно рассматривать как гласную или согласную, в зависимости от того, как они произносятся в разных словах.

Но есть ли в английском слова, в которых вообще нет гласных? Ответ немного отличается в зависимости от того, что вы считаете словом. В OxfordDictionaries.com есть более 100 статей, в которых нет гласных, но большинство из них являются инициализмами (аббревиатурами, состоящими из начальных букв, произносимых отдельно), например HTML , DVD и LBD .Тогда есть такие слова, как лета , миф , и психиатрица , которые не имеют A , E , I, o , или U , но имеют y функционирует как гласный.

Если исключить инициализмы и слова с y , все еще остается несколько слов, которые пишутся без a, e, i, o, u или y:

brrr
Восклицательный знак, используемый для выражать чью-либо реакцию на ощущение холода.
cwm
Цирк, особенно в горах Уэльса.
cwtch
( валлийский ) Шкаф или закуток. Поцелуй или объятие.
grrl / grrrl
Молодая женщина считается независимой и сильной или агрессивной.
hmm
Восклицательный знак, используемый для выражения размышления, неуверенности или колебания:
mm / mmm
Восклицательный знак, используемый для выражения удовлетворения или удовольствия.
nth
Обозначает неопределенный элемент или экземпляр в серии, обычно последний или последний в длинной серии.
pfft
Используется для обозначения глухого резкого звука легкого удара или взрыва.
psst
Восклицание, используемое для того, чтобы незаметно привлечь чье-то внимание.
ш / шш
Восклицание, призывающее к тишине.
tch
Восклицательный знак, используемый для выражения раздражения, раздражения или нетерпения.
tsk tsk
Восклицательный знак, используемый для выражения раздражения, раздражения или нетерпения.
xlnt
Неофициальное сокращение от отличных .

 

И наоборот, наряду с этими записями в OxfordDictionaries есть подборка слов.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.