Разбор слова видны по составу: «Видна» корень слова и разбор по составу

Содержание

Слово «видно» какая часть речи?

От при­ла­га­тель­но­го «вид­ный» обра­зу­ем сло­во «вид­но». В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста сло­во «вид­но» — это само­сто­я­тель­ная часть речи имя при­ла­га­тель­ное в крат­кой фор­ме или сло­во кате­го­рии состояния.

Слово «видно» — это категория состояния

Чтобы опре­де­лить, какая часть речи сло­во «вид­но», рас­смот­рим его общее зна­че­ние и грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки в контексте:

Мы усе­лись у кост­ра и ста­ли раз­го­ва­ри­вать. Наступила ночь. Туман, лежав­ший досе­ле на поверх­но­сти воды, под­нял­ся вверх и пре­вра­тил­ся в тучи. Раза два при­ни­мал­ся накра­пы­вать дождь. Вокруг наше­го кост­ра было тем­но — ниче­го не вид­но (В. Арсеньев).

Часть пред­ло­же­ния «ниче­го не вид­но» явля­ет­ся без­лич­ной. Главным чле­ном пред­ло­же­ния высту­па­ет сло­во кате­го­рии состо­я­ния «вид­но», кото­рое выпол­ня­ет роль пре­ди­ка­та. «Предикат» в пере­во­де с латин­ско­го зна­чит «ска­зу­е­мое».

О чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? — не вид­но.

Предикативное наре­чие «вид­но» обо­зна­ча­ет состо­я­ние при­ро­ды и окру­жа­ю­щей среды.

Слова кате­го­рии состо­я­ния, по грам­ма­ти­че­ской фор­ме схо­жие с наре­чи­я­ми с суф­фик­сом , обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, часто высту­па­ют в роли ска­зу­е­мых в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях, например:

В садах све­жо и тихо.

Душно и жар­ко в вагоне.

На душе ста­ло радост­но.

Слово «видно» — это прилагательное

Качественное при­ла­га­тель­ное «вид­ный» обра­зу­ет крат­кие фор­мы, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей рода и числа:

  • дом виден   издалека;
  • дерев­ня видна с пригорка;
  • озе­ро видно отсюда;
  • построй­ки видны с дороги.

Значит, сло­во «вид­но» с окон­ча­ни­ем явля­ет­ся при­ла­га­тель­ным сред­не­го рода един­ствен­но­го чис­ла в крат­кой фор­ме. Оно опре­де­ля­ет имя суще­стви­тель­ное и  явля­ет­ся имен­ной частью ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии. От сло­ва кате­го­рии состо­я­ния крат­кую фор­му при­ла­га­тель­но­го отли­ча­ем по задан­но­му вопросу:

озе­ро (како­во?) вид­но.

Поупражняемся в раз­ли­че­нии омо­ни­мич­ных слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Примеры

Среди леса боло­то вид­но по яркой зеле­ни, рас­ту­щей на кочках.

Видно, что ты не успел как сле­ду­ет под­го­то­вить­ся к ответу.

На ноч­ном небе, затя­ну­том чёр­ны­ми туча­ми, ниче­го не видно.

Всё вокруг вид­но от ярко­го пла­ме­ни костра.

«Видно» может быть так­же ввод­ным сло­вом, кото­рое не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния, например:

Видно, ты не зна­ешь это­го правила.

Все пти­цы, вид­но, спря­та­лись от жары.

Вводное сло­во «вид­но» име­ет зна­че­ние пред­по­ло­же­ния, как и сло­ва «навер­ное», «кажет­ся», «воз­мож­но».

Урок 37. обобщение знаний о составе слова — Русский язык — 3 класс

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 37

Раздел. Основа слова.

Тема. Обобщение знаний о составе слова.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое приставка, корень, суффикс, окончание основа, находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание, основу, выполнять разбор по составу слова, соотносить схему слова с соответствующим словом.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа, разбор слова по составу.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;

Научимся:

  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
  • соотносить схему слова с соответствующим словом.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим схему. О чём рассказывает данная схема? Составим рассказ на основе заданной схемы.

Как видно, данная схема отражает состав слова. В данном слове есть приставка, корень, суффикс, окончание и основа. На основе заданной схемы можно определить место каждой морфемы в слове. Приставка стоит перед корнем, суффикс стоит после корня, основу составляет приставка, корень, суффикс.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;

Научимся:

  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
  • соотносить схему слова с соответствующим словом.

Морфемика — это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.

Определим порядок разбора слова по составу.

Как разобрать слово по составу?

  1. Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?
  2. Найди в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком:

  1. Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу:

  1. Найди в слове корень. Эля этого подбери однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком::
  2. Найди в слове приставку (если она есть). Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выдели приставку.
  3. Найди в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выдели его знаком: .
  4. Назови все значимые части слова.

Разбор заданий

Укажите все части слова (морфемы).

  1. Корень, суффикс, окончание.
  2. Приставка, корень, суффикс, окончание.
  3. Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Правильный ответ

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Укажите слово, в котором есть суффикс и приставка.

  1. Лесной
  2. Столовая
  3. Прибрежный

Правильный ответ

Прибрежный

Повышенный уровень

Заполните таблицу. Распределите слова в 2 столбика: формы одного и того же слова, однокоренные слова.

Стол, столу, столовая, застолье, столе, столом.

Однокоренные слова

Формы слова

Правильный ответ

Однокоренные слова

Формы слова

Стол

столу

столовая

столе

застолье

столом

Разберите по составу выделенные слова

Здравствуйте!
Мы рады приветствовать Вас на нашем информационно-познавательном портале. Именно на нашем сайте Вы можете задать вопрос и узнать ответ на самые волнующие вопросы по таким дисциплинам, как русский язык, менеджмент, физика, геометрия, психология и др. Вы обратились на наш сайт с целью узнать, как грамотно разобрать по составу выделенные слова?

Дайте объяснение всем основным терминам.
 
Продолжим изучать основные правила русского языка и сегодня вспомним, как разбирать слово по составу.
Разобрать слово по составу – значит сделать его морфемный анализ, или указать, из каких морфем слово состоит. Морфема – минимальная значимая часть слова. Напомним, на какие части можно разбить слово:

  1. Корень – это главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.
  3. Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.
  4. Окончание — это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.

 
Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово. Например, в слове ПОЕЗДКА. 

Так, изменяя слово: поездкой, или поездку, то видно – изменяемая часть – А. Обведем её рамочкой, это окончание. Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово – поезд, переезд. Сравнивая эти слова – видим, что не меняется часть слова ЕЗД. Это и есть корень. Затем найдем приставку, для этого надо опять подобрать однокоренные слова – поезд, подъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае – это часть слова по. И наконец, найдем суффикс, который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае – это часть слова к.
 
На этом наше сегодняшнее занятие окончено. Наша команда специалистов надеется, что Вы усвоили пройденную тему. Если же остались нерассмотренные вопросы, пишите, мы будем рады вновь помочь Вам разобраться со всеми тонкостями русского языка.
Желаем хорошего дня и настроения!

Морфемный разбор слова ели

Схема разбора по составу ели:

Разбор слова по составу.

Состав слова «ели»:

Приставка слова ели

Соединительная гласная : отсутствует

Морфемы — части слова ели

ели

Подробный paзбop cлoва ели пo cocтaвy. Кopeнь cлoвa, приставка, суффикс и окончание слова. Mopфeмный paзбop cлoвa ели, eгo cxeмa и чacти cлoвa (мopфeмы).

  • Морфемы схема: ел/и
  • Структура слова по морфемам: корень/окончание
  • Схема (конструкция) слова ели по составу: корень ел + окончание и
  • Список морфем в слове ели:
  • ел — корень
  • и — окончание
  • Bиды мopфeм и их количество в слове ели:
  • пpиcтaвкa: отсутствует — 0
  • кopeнь: ел — 1
  • coeдинитeльнaя глacнaя: отсутствует — 0
  • cyффикc: отсутствует — 0
  • пocтфикc: отсутствует — 0
  • oкoнчaниe: и — 1
  • Bceгo морфем в cлoвe: 2.

    Словообразовательный разбор слова ели

    • Основа слова: ел ;
    • Словообразовательные аффиксы: приставка отсутствует, суффикс отсутствует, постфикс отсутствует;
    • Словообразование: или непроизводное, то есть не образовано от другого однокоренного слова; или образовано бессуффиксальным способом: отсечением суффикса от основы прилагательного либо глагола;
    • Способ образования:

    См. также в других словарях:

    Морфемный разбор слова ели

    Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).

    Морфемный разбор слова ели делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.

    Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:

    • определение части речи слова – это первый шаг;
    • второй — выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
    • далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
    • следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для ели (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
    • Находим остальные морфемы путем подбора других слов, которые образованы таким же способом.

    Как вы видите, морфемный разбор делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова и сделаем его разбор.

    Приставка — отсутствует

    Корень слова ели

    Корень — ел

    Суффикс слова ели

    Суффикс — отсутствует

    Окончание слова ели

    Окончание — и

    Основа слова ели

    Основа — ел
    елькорень
    øнулевое
    окончание

    Сходные по морфемному строению слова

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

    Насколько понятно значение слова карла (существительное):

    Ассоциации к слову «ель»

    Синонимы к слову «ель»

    Предложения со словом «ель»

    • Ворота открылись, и они въехали на обширную территорию, поросшую высокими елями и другими деревьями. В замке нигде не было видно света. Кто же здесь живёт?
    • Там, на краю территории виллы, за которой начиналась долина, росла старая раскидистая ель.
    • Место для посадки, выбранное духами, оказалось неподалёку, рядом с густой огромной елью, медленно раздвинувшей при моём приближении нижние ветви.
    • (все предложения)

    Цитаты из русской классики со словом «ель»

    • Леса по реке Кулумбе такие же, как и в верховьях Имана: в горах растет кедр с большой примесью ели, а по долине – лиственница, белая береза, осина, ива, ольха, клен, пихта, липа, ясень, тополь, ильм и черемуха, встречается и тис, но одиночными деревьями.

    Сочетаемость слова «ель»

    Какой бывает «ель»

    Значение слова «ель»

    ЕЛЬ , -и, ж. Вечнозеленое хвойное дерево сем. сосновых, с кроной конусообразной формы и длинными чешуйчатыми шишками. (Малый академический словарь, МАС)

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    Значение слова «ель»

    ЕЛЬ , -и, ж. Вечнозеленое хвойное дерево сем. сосновых, с кроной конусообразной формы и длинными чешуйчатыми шишками.

    Предложения со словом «ель»:

    Ворота открылись, и они въехали на обширную территорию, поросшую высокими елями и другими деревьями. В замке нигде не было видно света. Кто же здесь живёт?

    Там, на краю территории виллы, за которой начиналась долина, росла старая раскидистая ель.

    Место для посадки, выбранное духами, оказалось неподалёку, рядом с густой огромной елью, медленно раздвинувшей при моём приближении нижние ветви.

    Как выполнить разбор слова ели по составу? Выделения корня слова, основы и его строения. Морфемный разбор, его схема и части слова (морфемы) — корень, окончание .

    Схема разбора по составу: ел и
    Строение слова по морфемам: ел/и
    Структура слова по морфемам: приставка/корень/суффикс/окончание
    Конструкция слова по составу: корень [ел] + окончание [и]
    Основа слова: ел

    Словообразование: или непроизводное, то есть не образовано от другого однокоренного слова; или образовано бессуффиксальным способом: отсечением суффикса от основы прилагательного либо глагола, способы словообразования: или непроизводное, то есть не образовано от другого однокоренного слова; или образовано бессуффиксальным способом: отсечением суффикса от основы прилагательного либо глагола.

    Характеристики основы слова: непрерывная, простая (1 корень), непроизводная, нечленимая (нет словообразовательных афиксов) .

    Морфемный разбор слова «СКОРОСТЬ» — tarologiay.ru

    В мор­фем­ном соста­ве сло­ва «ско­рость» ука­жем корень, суф­фикс и окон­ча­ние.

    Чтобы выпол­нить мор­фем­ный раз­бор, или раз­бор по соста­ву , инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва, выяс­ним сна­ча­ла его при­над­леж­ность к опре­де­лен­ной части речи и изме­ня­ет­ся ли оно.

    Часть речи

    Поезд, наби­рая ско́рость, нес­ся под­мос­ков­ны­ми леса­ми (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

    И дель­фин, как хоро­шая лошадь, при­ба­вил ско́рость (Александр Беляев. Человек-амфибия).

    Ей не нра­ви­лась скоро́сть его вопро­сов (Ф. М. Достоевский. Униженные и оскорб­лен­ные).

    Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, этим сло­вом обо­зна­ча­ют воз­мож­ность быст­ро­го пере­дви­же­ния в любом про­стран­стве и быст­ро­та дру­гих дей­ствий.

    Это отвле­чен­ное суще­стви­тель­ное назы­ва­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что?

    Значит, это имя суще­стви­тель­ное, кото­рое согла­су­ет­ся с при­ла­га­тель­ны­ми и место­име­ни­я­ми:

    • быст­рая, мед­лен­ная ско­рость,
    • она, моя ско­рость.

    Сделаем вывод, что это суще­стви­тель­ное име­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию жен­ско­го рода.

    Разбор по составу

    Чтобы выпол­нить раз­бор по соста­ву ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва, узна­ем, изме­ня­ет­ся ли оно.

    Окончание слова

    Это суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния име­ет сле­ду­ю­щие падеж­ные фор­мы:

    • и. п. что? ско́рость_
    • р. п. вели­чи­на чего? ско́рост-и
    • д. п. добав­лю к чему? к ско́рост-и
    • в. п. имею что? ско́рость_
    • т. п. насла­жда­юсь чем? ско́рость-ю
    • п. п. про­ехал на чём? на ско́рост-и.

    Сравнив их, ука­жем в его началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла нуле­вое окон­ча­ние, кото­рое про­яв­ля­ет­ся в виде букв в кос­вен­ных паде­жах.

    Суффикс в слове «скорость»

    Выделим суф­фикс -ость, кото­рые обра­зу­ет мно­же­ство отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных имен при­ла­га­тель­ных:

    • ско­рый — скор-ость,
    • надеж­ный — надежн-ость,
    • слад­кий — слад-ость,
    • роб­кий — роб-ость,
    • сме­лый — смел-ость.

    Корень слова «скорость»

    Оставшаяся мор­фе­ма скор- явля­ет­ся кор­нем, кото­рый про­сле­жи­ва­ет­ся в мор­фем­ном соста­ве род­ствен­ных слов:

    • скорый поезд,
    • вер­нусь скоро,
    • ускорить бег,
    • необ­хо­ди­мое ускорение,
    • цар­ский скороход,
    • хоро­ший скоросши­ва­тель.

    Пятнышко рос­ло так быст­ро, что толь­ко тут я впер­вые оце­нил ско́рость наше­го бега по вол­нам (Джек Лондон. Морской волк).

    Вывод

    Итак, все мор­фе­мы рас­смат­ри­ва­е­мой лек­се­мы выяс­не­ны. Завершим раз­бор по соста­ву сло­ва «ско­рость» ито­го­вой схе­мой:

    скор—ость_ — корень/суффикс/окончание.

    Пунктуационный разбор слова видно. Пунктуационный разбор

    Встречаются в анализируемом . Традиционно их группируют как выделяющие и отделяющие знаки.Первая группа знаков (выделяющие) служит для указания на границы синтаксической конструкции, вводящейся в предложение для пояснения его членов. Также она может использоваться для смыслового выделения какой-либо части синтаксической единицы и для ограничения конструкций, грамматически не связанных с другими членами (например, обращения, вводные слова). К этой группе относят парные знаки: две запятые, скобки, кавычки, два тире.Вторая группа знаков служит для разграничения независимых предложений, либо простых предложений в составе сложного, либо членов. Знаки предложения также относятся к этой группе. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, многоточие и точка с составляют группу отделяющих знаков.

    Начинайте пунктуационный с объяснения выбора препинания в . Для этого определите, каким является предложение по цели высказывания. Если оно содержит , то это повествовательное предложение, вопрос – вопросительное, побуждение к действию (просьбу или приказ) – побудительное. Кроме того, учитывайте эмоциональный характер предложения. При наличии восклицательной интонации в конце ставится восклицательный знак, при обозначении перерыва в речи или недосказанности – многоточие.

    Установите, какая синтаксическая конструкция анализируется, простая или сложная. В сложном предложении «посчитайте» количество частей и определите вид связи между ними: подчинительная, сочинительная или бессоюзная. Таким образом объясните выбор знаков отделения.

    Определите, какую выполняют знаки, встречающиеся внутри простого предложения или каждой синтаксической единицы в составе сложного. Для этого выясните, какие конструкции используются автором для передачи дополнительных смысловых оттенков. Таким образом объясните выбор выделяющих знаков (для обособленных членов предложения) и отделяющих (например, для рядов однородных членов).

    Полезный совет

    Делайте пунктуационный разбор предложения по образцу.

    Я глядел и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. (И.С. Тургенев).

    В конце предложения ставится точка, т.к. это предложение содержит законченное сообщение и является по цели высказывания повествовательным, по интонации – невосклицательным.

    Это сложное предложение, которое состоит из трех простых. Между первым и вторым – бессоюзная связь, между вторым и третьим – подчинительная. Точка с запятой при бессоюзной связи ставится, т.к. второе и третье предложения представляют собой единое смысловое целое. Запятая ставится для отделения придаточного определительного предложения от главного.

    Внутри второго предложения есть отделяющий знак – запятая, которая употребляется при перечислении однородных подлежащих. Также встречается конструкция, грамматически не связанная с другими членами предложения, – вводное слово, выделяющееся парными знаками – двумя запятыми.

    Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.

    Определение

    Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.

    Разбор простого предложения

    1. Прочесть предложенный для разбора текст.
    2. Присвоить всем присутствующим в тексте пунктуационным знакам номер.
    3. Обозначить пунктограмму, которая завершает предложение, пояснить причину её постановки.
    4. Обозначить и разъяснить все знаки, встречающиеся в предложении.

    Именно по такому плану выполняется пунктуационный разбор предложения. Образец разбора представлен ниже.

    Примеры анализа

    В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:

    1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.

    2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?

    Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.

    Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:

    Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?

    Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.

    Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.

    Разбор сложного предложения

    Пунктуационный разбор предложения такого рода несколько сложнее.

    1. Прочесть предложение.

    2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.

    3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.

    4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.

    5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.

    Примеры анализа

    В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:

    1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.

    Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации — невосклицательным.

    Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:

    Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).

    Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.

    Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.

    2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.

    Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.

    Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:

    Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).

    Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.

    Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.

    Если обучающийся будет знать, что значит пунктуационный разбор предложения, он не допустит грубых ошибок в расстановке знаков препинания. Тем самым он значительно улучшит свою успеваемость и повысит шансы на получение достойной отметки в ходе выпускных экзаменов. Это важно, поскольку от того, насколько удачно школьник их сдаст, зависит его будущее поступление в вуз. И даже такая мелочь, как ошибочная постановка знака препинания, может лишить его столь необходимых баллов.

    Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.

    Определение

    Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.

    Разбор простого предложения

    1. Прочесть предложенный для разбора текст.
    2. Присвоить всем присутствующим в тексте пунктуационным знакам номер.
    3. Обозначить пунктограмму, которая завершает предложение, пояснить причину её постановки.
    4. Обозначить и разъяснить все знаки, встречающиеся в предложении.

    Именно по такому плану выполняется пунктуационный разбор предложения. Образец разбора представлен ниже.

    Примеры анализа

    В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:

    1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.

    2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?

    Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.

    Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:

    Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?

    Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.

    Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.

    Разбор сложного предложения

    Пунктуационный разбор предложения такого рода несколько сложнее.

    1. Прочесть предложение.

    2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.

    3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.

    4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.

    5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.

    Примеры анализа

    В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:

    1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.

    Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации — невосклицательным.

    Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:

    Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).

    Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.

    Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.

    2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.

    Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.

    Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:

    Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).

    Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.

    Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.

    Если обучающийся будет знать, что значит пунктуационный разбор предложения, он не допустит грубых ошибок в расстановке знаков препинания. Тем самым он значительно улучшит свою успеваемость и повысит шансы на получение достойной отметки в ходе выпускных экзаменов. Это важно, поскольку от того, насколько удачно школьник их сдаст, зависит его будущее поступление в вуз. И даже такая мелочь, как ошибочная постановка знака препинания, может лишить его столь необходимых баллов.

    В изучении пунктуационного разбора важно выделить основные принципы:

    Предлагаем ознакомиться с основными шагами в алгоритме пунктуационного разбора предложения:

    • Прежде всего, необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания. Необходимо, чтобы ученик мог подробно и четко объяснить, почему выбран именно этот знак препинания.
    • Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы ученики с легкостью могли отличить простое предложение от сложного, они должны уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения.
    • Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; напоминаем, что они могут быть разделяющими и выделяющими.

    Ученики должны понимать разницу в употреблении разделительных и выделительных знаков.

    К выделяющим знакам следует отнести тире, двоеточие, запятую, кавычки и скобки. С их помощью выделяются обособления, определения и обобщения и т.п.

    К разделительным знакам относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Предназначены знаки для разделения однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения и т.д.

    • Непосредственно перед пунктуационным разбором педагоги рекомендуют проводить разбор предложения по составу с обязательным выделением грамматической основы, однородных членов предложения, определений и обстоятельств.
    • Графическая схема предложения, составленная на основании разбора предложения по составу, значительно упростит и пунктуационный разбор.
    • Завершающим пунктом является пунктуационный разбор.

    Примеры

    Предлагаем закрепить полученную информацию на практике. Ученикам необходимо иметь точное представление о том, что от них требует преподаватель, поэтому важно предоставить им образец разбора.

    Пример 1

    [В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света], 1 (верхний угол которой касался края зеркального шкафа). (Д. Рубина)

    • Грамматические основы: вдвинута трапеция, угол касался.
    • Главное предложение и придаточное разделено запятой.

    [Мальчишки переглянулись и, 1 |не спуская с меня глаз|, 2 начали медленно и осторожно пятиться]. (К. Паустовский)

    • Грамматическая основа: мальчишки переглянулись и начали пятиться.
    • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
    • В предложение двумя запятыми выделен деепричастный оборот.

    |Натуживаясь и багровея|, 1 (солнце плюхнулось за станичное кладбище), 2 (и следом за мною по хворосту голубизной заклубились сумерки). (М. Шолохов)

    • Грамматические основы: солнце плюхнулось, заклубились сумерки.
    • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
    • В предложении два знака препинания. В первом случае запятая выделяет два однородных деепричастия, а во втором случае запятая разделяет части сложносочиненного предложения.

    Следует подвести итоги. Если ученик сумеет запомнить этот простой алгоритм, то пунктуационный разбор предложения освоит в совершенстве.

    Годовой контрольный диктант в 7 классе № 15 | Сборник диктантов по Русскому языку в 7 классе с русским языком обучения

    Годовой контрольный диктант в 7 классе № 15