Фонетический разбор слова едкий: едкий — фонетический (звуко-буквенный) разбор слова

Содержание

Морфемика. — Русский язык — Каталог статей

1.   Проверка домашнего задания.

2.   Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

Найдите общий звук в каждой группе слов:

а) книжка, нож, шар;

б) все, лов, овсом;

в) союз, ясень.
Карточка 2

Посчитайте количество звуков [з’]. Сделайте фонетический разбор слова.

 

Зина обратилась с просьбой1 к Лизе.

Карточка 3

Посчитайте количество звуков [ш]. Сделайте фонетический разбор слова.

Не тот хорош1, кто лицом пригож, А тот хорош, кто для дела гож.

Карточка 4

Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения:

1.       Морфема-это…

2.   В основу слова входят такие морфемы, как…

3.   Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно…

4.   Нулевое окончание бывает у…

5.   Слова с одинаковым корнем называются…

Карточка 5

Выполните следующие задания:

1.       Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры.

2.   Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу.

3.   Просклоняйте по падежам слово дом.

4.   Приведите примеры однокоренных слов.

2. Постановка проблемного вопроса.

—   Тема урока — «Морфемы в слове». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе — лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это?

—   Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего?

—       Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах.
Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений.

3. Упражнение 10.

Учащиеся заполняют таблицу.

—   Сравните: заоблачный за облаками, безбрежный без берега.

—   Как образовались приставки?

—   Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов?

—   Как приставки влияют на значение слова?

4. Творческая работа.

— В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их.

1.       Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий…

2.   Издинамитить старое…

3.   Цветы испавлинятся в каждом окошке…

—   Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов?

—   Для чего нужно изучать морфемы?

—   Почему в одних случаях пишем приставку из-, а в других — ис-?

5. Упражнение 15.

—   При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем.

—   Вспомните правила написания букв Ё, О, Е после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов.

—   Важно ли при выборе гласной после шипящих и Ц знать, в какой части слова она находится? Почему?

-Для чего нам нужно изучать морфемы?

— Примените свои знания при заполнении таблицы упражнения 15.

6. Упражнение 13.

— Выпишите из упражнения 13 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы.

7. Итог урока.

— Почему нужно изучать морфемы?

Домашнее задание: упражнение 16.

Материалы к уроку русского языка по теме «Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова».

ма:

94. Фонетика и орфография. Фонетический и орфографиче­ский разбор слова.

фонетика изучает звуки языка, ударение слог, то именно это учитывается при фонетическом разборе.

орфография – система правил: 1) о написании слов и их значимых частей; 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; 3) об употреблении прописных и строчных букв; 4) о переносе слов с одной строки на другую.

Образцы письменного разбора. Якорь – я’-корь [й’акар’] я — [й’] – согласный, звонкий, мягкий; . — [а] — гласный, ударный; к — [к] — согласный, глухой, твёрдый; о — [а] — гласный, безударный; р — [р’] – согласный, звонкий, мягкий; ь — [-].

5б., 5 зв.

Союз – со-ю’з [сай’ус] с — [с] – согласный, глухой, твёрдый; о — [а] – гласный, безударный; ю -[й’] – согласный, звонкий, мягкий; . — [у] — гласный, ударный; з — [с] – согласный, глухой, твёрдый.

4б., 5 зв.

Устье – у’сть-е [ус’т’й’э] у — [у] – гласный, ударный; с — [с] – согласный, глухой, мягкий; т — [т] – согласный, глухой, мягкий; ь — [-] е — [й] – согласный, звонкий, мягкий; . — [э] – гласный, безударный ________________________________ 5 б., 5 зв.

План 1.Слоги, ударение. 2.Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены. 3.Согласные звуки: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены. 4.Количество звуков и букв.

Образец устного разбора. Ельник 1.В слове ельникдва слога ель- и –ник,ударным слогом является е’ль-. 2.Гласные звуки: [э’] ударный; [и] безударный. 3.Согласные звуки: [й’] – звонкий, мягкий; [л’] — звонкий, мягкий; [н’] – звонкий, мягкий; [к] – глухой, твёрдый. 4.В слове ельник6 букв, 6 звуков.

Порядок орфографического разбора. 1.Найти орфограмму или орфограммы в слове (если производится не частичный, а полный анализ выделенного слова). 2.Соотнести выделенную орфограмму с соответствующим правилом и дать определение этому орфографическому правилу. 3.Графически обозначить орфограмму в слове.

При проведении письменного орфографического разбора используются графические средства объяснения орфограммы (значки, схемы, подписи в строку или сбоку в скобках). Графическое обозначение орфограммы включает: а) выделение частей слова; б) подчёркивание орфограмм одной чертой. Если условием выбора орфограммы является буква, то буква подчёркивается двумя чертами. Морфологические, словообразовательные и другие опознавательные признаки записываются либо рядом со словом, либо над ним (в скобках), например: строивший причастие, действительное, прошедшее время, мужской род, единственное число, именительный падеж. Неопределённая форма глаголастроить перед –ть имеет букву и, значит, её нужно писать в причастии.

Слова в которых звуков больше чем букв: конкретные примеры и правила их правописания

Одна из главных особенностей русского языка заключается в том, что далеко не всегда слова пишутся так, как слышатся. Фонетический анализ показывает, что в русском языке есть слова, в которых звуков больше, чем букв.

Зная правила и секреты языкознания, учащийся сможет вести правильный подсчет при разборе, а также верно записывать транскрипцию.

Звуковой перевес

Перечислим правила, когда звуков больше, чем букв. Упражнения в фонетическом разборе лексических единиц часто вызывают трудности у учеников и студентов. Часто сложными при буквенно-звуковом разборе оказываются слова, в которых букв меньше, а фонем на 1-2 больше.

Обратите внимание! Буква – это графическая единица, значок, используемый при письме. Звук – это фонетическая единица, обозначающая звучание графического значка при произношении.

Такие расхождения возникают, если в исследуемой лексеме присутствуют буквы «е», «ё», «ю», «я». 

Эти гласные особенные, они имеют свою хитрость, которая заключается в особом выражении в речи: они не имеют своей личной фонемы.

В случае, когда перечисленные гласные находятся в позиции после согласного, они смягчают его. А помимо этого произносятся как противоположные им гласные: «е» как «э» или «и», «ё» как «о», «ю» «у», «я» «а».

Для сравнения: лук (согласный «л» твердый, т.к. после него гласная «у»), люк ( «ю» смягчает согласный «л» и переходит в «у»).

Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

В остальных случаях каждая из них распадается 2 фонемные единицы, одна из которых – «й», вторая – произношение противоположной гласной. Вот за счет них количество звуков может быть увеличено.

Это происходит в позициях, когда:

  • «хитрые» гласные находятся в начале слова (енот, ёлка, юнга, яблоко),
  • идут после гласных (воевал, твоё, краюшка, моя).

Важно! Выучить правило несложно: это займет не более 5 минут, но зато поможет предотвратить ошибки в дальнейшем.

Определение количества звуков

Быстро определить, в каком слове фонем больше, чем графических значков, поможет наличие или отсутствие «хитрых» гласных.

Чтобы выяснить, совпадают ли изучаемые элементы по количеству, нужно выполнить определенную последовательность действий.

Алгоритм следующий. Выписать анализируемое слово из текста и внимательно посмотреть: есть ли в нем «е», «ё», «ю», «я».

Если есть, то определить их позицию:

  • после согласной,
  • после твердого или мягкого знаков,
  • после гласной,
  • самое начало.

Это интересно! Говорим грамотно: есть ли слово нету в русском языке

Продолжить анализ в зависимости от позиции:

  1. Если они идут после согласной, тогда, скорее всего, количество совпадет (если нет других особых случаев фонетики, а также ъ/ь),
  2. Когда перечисленные гласные стоят после ъ/ь – скорее всего, количество совпадет (эти знаки не имеют фонемы),
  3. Позиции вначале слова и после гласного свидетельствуют о том, что перед нами рассматриваемая ситуация с образованием дополнительной фонемы.
  4. Чтобы подтвердить правильность своих рассуждений, нужно убедиться, что в исследуемой лексической единице отсутствуют другие особые случаи фонетики.

Под выражением «особые фонетические случаи» подразумеваются явления, влияющие на разность количества исследуемых единиц.

План фонетического разбора слова

Это следующие случаи:

  • удвоенные и непроизносимые согласные,
  • твердый/мягкий знаки,
  • гласные «е», «ё», «ю», «я».

Важно! Если слово, где есть гласная е, ё, ю или я, включает мягкий или твердый знак – фонем и графических знаков будет поровну (если нет других особых случаев), потому что твердый и мягкий знаки не произносятся и не имеют фонемы.

Пример анализа слов

Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:

  1. Маяк. Здесь есть «я», она стоит в позиции после гласного «а» значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «майак» согласно ей, слово состоит из 5 звуков. Значит, имеет 5 звуков и 4 букв, количество не совпало.
  2. Вьюга. Здесь есть «ю», ее позиция – после «ь» значит, распадается на «й-у». Также присутствует «ь», который никак не произносится. Транскрипцию запишем так: «в`йуга» («ь») 5 зв., 5 б. Так как «ь» в транскрипцию не вошел, количество уравнивается, несмотря на то, что «ю» распадалась на «й-у».
  3. Юла, всего 3 буквы. Здесь есть «ю», позиция начало, значит, распадается на «й-у». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «йула» 4 звука. Количество не совпало.
  4. Ёлочная (игрушка). Здесь есть «ё», позиция – начало, значит, распадается на «й-о». Также есть «я», она стоит в позиции после гласного – значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет – скорее всего, графических знаков здесь будет меньше чем фонетических единиц. Для утверждения запишем транскрипцию: «йолочнайа» 9 зв., 7 б.

Каюта: фонетический разбор слова

Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.

Примеры слов

Лексем в русском языке, в которых звуков больше, чем букв, немало – это явление считается достаточно распространенным.

Бегает: фонетический разбор слова

Рассмотрим несколько примеров:

  • ералаш – «йиралаш»,
  • яблоко – «йаблака» (сюда же яблочный и подобные),
  • едкий – «йэтк`ий»,
  • енот – «йинот»,
  • ёлка – «йолка» (ель не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение),
  • ёмкий – «йомк`ий» (ёмкость не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение),
  • юрист – «йур`ист»,
  • ястреб – «йастр`ип»,
  • юноша – «йунаша» (юность не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение),
  • рояль – «райал`»,
  • уныние – «унын`ийи»,
  • светлая – «св`этлайа»,
  • красивая – «крас`ивайа».

Примеры можно дополнить остальными прилагательными женского рода (счастливая, мудрая, любимая, чужая и прочие).

Это интересно! В чем разница – надеть или одеть, как правильно писать

3 буквы и 4 звука

Ниже приведены слова в которых звуков также неодинаковое количество, по сравнению с графическими знаками:

  • яма – «йама»,
  • юла – «йула»,
  • уют – «уйут»,
  • еда – «йида»,
  • шея – «шэйа»,
  • пою – «пайу»,
  • ёрш – «йорш»,
  • туя – «туйа».

Юла: фонетический разбор слова

3 б. и 4 зв. в лексеме может быть, если она содержит гласные, распадающиеся на 2: е, ё, ю, я. Это происходит в случаях, если указанная гласная стоит в начале, или она идет после другой гласной.

5 звуков и 4 буквы

В этих примерах количество фонетических и графических знаков тоже не равно:

  • маяк – «майак»,
  • дают – «дайут»,
  • поёт – «пойот»,
  • змея – «зм`ийа»,
  • моет – «мойит»,
  • своё – «свайо»,
  • ярко – «йарка»»
  • енот – «йинот».

Ежик: фонетический разбор слова

Здесь меньше графических знаков, чем звуков, по тем же причинам е, ё, ю, я распадаются на 2 значения, потому что находятся в начальной позиции или после гласной.

Это интересно! Где правильно ставить ударение в слове свекла

Полезное видео

Подведем итоги

Запомнив фонетические законы языка, ученик и студент без проблем смогут выполнить фонетический анализ.

Вспомнить правила, найти их применение в исследуемом слове, сделать транскрипцию – вот и все, что необходимо для верного выполнения задания по подсчету графических и фонетических единиц.

резервирование — Определение резервирования

Поддержка:   Помогите сделать Word Game Dictionary сайтом без рекламы. Нажмите, чтобы принять слово
, экономя

Да,

сохранение есть в словаре scrabble

…и стоит

13 очков.

найдите больше слов, которые вы можете составить ниже