Фонетический разбор бьюсь: бьюсь — фонетический (звуко-буквенный) разбор слова

Содержание

Определение, фонетический (звуко-буквенный) разбор и разбор слова по составу

На данной странице представлено лексическое значение слова «забиться», а также сделан звуко-буквенный разбор и разбор слова по составу с транскрипцией и ударениями.

Оглавление:

  1. Значение слова
  2. Звуко-буквенный разбор
  3. Разбор по составу

Значение слова

ЗАБИТЬСЯ, бьюсь, бьёшься; бейся; сов.

1. Начать биться (во 2 и 3 знач.). Сердце забилось. З. в истерике.

2. Забравшись, спрятаться кудан. (разг.). З. в угол.

3. (1 и 2 л. не употр.). Наполнившись, засориться. Сток забился илом.

| несов. забиваться, аюсь, аешься (ко 2 и 3 знач.).

Фонетический (звуко-буквенный) разбор

заби́ться

забиться — слово из 3 слогов: за-би-ться. Ударение падает на 2-й слог.

Транскрипция слова: [заб’иц:а]

з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)
и — [и] — гласный, ударный
т — [ц:] — согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
ь — не обозначает звука
с — не образует звука в данном слове
я — [а] — гласный, безударный

В слове 8 букв и 6 звуков.

При разборе слова используются правила:

  • Сочетание букв -тьс- обозначает длинный звук [ц:]

Цветовая схема: забиться

Ударение в слове проверено администраторами сайта и не может быть изменено.

Разбор слова «забиться» по составу

забиться (программа института)
забиться (школьная программа)

Части слова «забиться»: за/би/ть/ся
Часть речи: глагол
Состав слова:
за — приставка,
би — корень,
ть, ся — суффиксы,
нет окончания,
заби + ся — основа слова.

Примечание: ть является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова, но во многих школьных программах ть отмечается как окончание. ся является словообразующим суффиксом (постфиксом) и входит в основу слова.



Урок русского языка. Тема урока. Фонетика. Орфоэпия.

 

Тема урока. Фонетика. Орфоэпия.
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Фонетика», «Орфоэпия».
Задачи: 1) показать значение фонетики для правописания и произношения;
2) показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
3) освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: 1) карточки-информаторы;
2) карточки с заданиями
3)материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

 

Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока.
II. Актуализация знаний по теме «Фонетика».

1. Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь)


п/п Вопросы учителя Записи в тетради
1. В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон? Фонетика.
Слайд 1
2. Что изучает фонетика Звуки речи.
Слайд 2
3. Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий. Гласные звуки
Слайд 3
4. При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия. Согласные звуки
Слайд 4

 

Прочитайте, что у вас получилось?
Правильно. План урока (Слайд 5)

2. Беседа по плану:
— Что изучает фонетика?
— Чем отличаются звуки и буквы?
— Какими бывают гласные звуки? (слайд 6)
— Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?
— Какие пары образуют согласные звуки? (слайд 7)
— Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?
— Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

III. Тренировочные упражнения. (слайд 8)

Задание 1. (слайд 9) Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?
Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Задание 2. (слайд 10) Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.
Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Задание 3. (Ученикам раздаются карточки с заданиями) Какие слова затранскрибированы? Запишите их.
[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ],
[ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ],
[ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Задание 4 (слайд 11) Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.
Количество букв и звуков в слове совпадает Звуков в слове больше, чем букв Звуков в слове меньше, чем букв

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Задание 5. (слайд 12) Определите, сколько раз встречается звук [ Ы ] в следующих строчках:

Аист жил у нас на крыше,
А в подвале жили мыши.

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами. (Каждый ученик получает карточку-информатор).

 

 

Карточка-информатор
В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.
1. Оглушение звонких парных на конце слова:
Род [ рот ], флаг [ флак ].
2. Оглушение звонких парных перед глухими:
Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].
3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]:
Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].
4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.

5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:
снт — [ сн ]: устный — у[ сн ]ый;
здн — [ зн ]: поздний — по[ зн]ий;
лнц — [ нц ]: солнце — со[ нц ]е;
рдц — [ рц ]: сердце — се[ рц ]е.

V. Тренировочные упражнения (слайд 13).

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?

Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.

VI. ВЫВОД. Слово учителя.
Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

— Что изучает орфоэпия ? (Вопрос к классу)

VII. Произношение сочетаний ЧН, ЧТ. (слайд 14)

В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ ШН]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [Ч`Н] .
В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:

 

1. Упражнение. (слайд 15) Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН.
Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

VIII. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.
В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево), но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.

1. Упражнение. (слайд 16) Распределите данные слова в 2 столбца.

Согласный перед Е произносится твердо Согласный перед Е произносится мягко
Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив, шинель, эпитет, синтез, эффект, музей, свитер, интервью, одеколон, пресса, компьютер, тире, термин, ремарка.

IX. Ударение.
Вопросы: 1) Что такое словесное ударение?
2) В чем заключаются особенности русского словесного ударения?

Упражнения: (слайд 17)
1. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:
Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.

2. Поставьте ударения в следующих словах. (слайд 18 )
Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.

3. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения. (слайд 19 )
Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.

X. Подведение итогов урока.
1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
3. Какие умения и навыки совершенствовали?

XI. Домашнее задание.
Выполнить фонетический разбор следующих слов:
Счастливый, яркость, бьюсь, огонь, отбежать, вперед, невтерпеж.

На следующем уроке — контрольный тест.

 

Страница не найдена ⋆ Разбор слов

Похожие разборы

Ламаистский

Имя прилагательное

Низинный

Имя прилагательное

Малозначительный

Имя прилагательное

Спереть

Глагол

Бетатронщик

Имя существительное

Ржавость

Имя существительное

Прониматься

Глагол

Цементирование

Имя существительное

Цветковый

Имя прилагательное

Пермский

Имя прилагательное

Учетверить

Глагол

Выгребной

Имя прилагательное

Испаринка

Имя существительное

Крохоборствовать

Глагол

Сохозяин

Имя существительное

Пошлятина

Имя существительное

Решётка

Имя существительное

Избегание

Имя существительное

Урок в 10 классе фонетика

Тема:Фонетика .Орфоэпия.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике,

                         графике и орфоэпии;

                         закрепить умение находить основные звуковые процессы

                          в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка;

                          совершенствовать навыки фонетического разбора.

Ход урока:

1.. Орфоэпическая разминка:поставьте ударение в словах. 

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.

2. Актуализация знаний по теме «Фонетика».

1. Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь)

п/п Вопросы учителя Записи в тетради
1. В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон? Фонетика.
2. Что изучает фонетика Звуки речи.
3. Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий. Гласные звуки
4. При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия. Согласные звуки
3.Работа по теме урока.

1.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

Выпишите в два столбика, объясните.

Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.

3. Выберите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

4.Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах

Собака, корова —

Солнце, тростник, сочувствовать —

робкий, небоскрёб 

косьба, айсберг –

счет,счастье,льётся –

5.Продолжи фразу:

– На какие две группы делятся звуки? ______________________________

– На какие группы делятся согласные? ____________________________________– Какие согласные звуки всегда твёрдые? _________________________________

– Какие согласные звуки всегда мягкие? ________________________________

– Какие согласные звуки всегда звонкие? __________________________________

– Какие согласные звуки всегда глухие? _______________________________

6.Фонетический разбор:1 ученик:милосердие,2 –уважение, 3 – доброта.

7. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.
[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ],
[ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ],
[ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

8.Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность?

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.» (К. Бальмонт)

— Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных? 

8. Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

[быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й’эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила //]       (А. И. Герцен).

9.Рефлексия. Задания для учащихся «Проверь себя»: фонетический анализ слова.

1. В каком слове произносится звук [т].

а) медь

б) отдых

в) посадка

г) надеяться

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) смеюсь

б) рыдать

в) приют

г) съесть

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) подстричь

б) нежное

в) каюта

г) еловый

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) размечтаться

б) алюминиевый

в) раскрепоститься

г) проглоченная

5. В каком слове все согласные глухие?

а) всходы

б) колесо

в) поход

г) редкий

6. В каком слове все согласные звонкие?

а) разгневанный

б) лошадь

в) мягкость

г) снег.

7. В каком слове произносится звук [п’]?

а) используется

б) голубь

в) продавец

г) попадья

8. В каком слове произносится звук [с]?

а) мороз

б) сдоба

в) сбить

г) ошибиться

 Домашнее задание.
Выполнить фонетический разбор следующих слов:
Счастливый, яркость, бьюсь, огонь, отбежать, вперед, невтерпеж.

9. В каком слове произносится звук [ф]?

а) эффект

б) завтрак

в) бенефис

г) дефект

10. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

а) свекровь

б) рассердиться

в) вьюжная

г) въедливый.

10.Задание ОГЭ.

1. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ВСМОТРЕТЬСЯ 11 букв и 9 звуков

2. В слове ПИШИТЕ все согласные звуки мягкие

3. В слове ЮНОСТЬ первый звук [Й‘]

4. В слове ЧЕРЕЗ последний согласный звук [С]

2. Укажите  ошибочное   суждение.

1. В слове СЕРДЦЕ звуков меньше, чем букв

2. В слове ВЫРУБКА буквой Б  обозначен звук [П]

3. В слове УГОЛ два слога

4. В слове ЖУТКИЕ все согласные звуки имеют

пару по твёрдости /мягкости.

3. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ПОДВИГ последний звук [К]

2. В слове МАЯ четыре звука

3. В слове ДВОРЦУ все согласные парные по мягкости

4. В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [Л’]

на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)

4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ЩЕНКОМ все согласные звуки твёрдые

2. В слове ПРОВАЛИТЬСЯ 11 букв и 9 звуков

3. В слове ВЫХОДКИ буква Д обозначает звук [Т]

4. В слове O ХОТНИК 3 слога

5. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ГЛАЗА все согласные звуки звонкие

2. В слове ОПЯТА количество звуков и букв совпадает

3. В слове СКАЗАЛ все согласные звуки твердые

4. В слове СТРОИТЕЛЬ происходит оглушение

согласного

6. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове СНАЧАЛА все согласные звуки твёрдые

2. В слове ЯКОРЯ – два слога

3. В слове ЯХТОЧКА буква Я обозначает два звука

4. В слове ОПЯТЬ количество звуков и букв не

совпадает.

7.  Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове МОТОЦИКЛ все согласные звуки твёрдые

2. В слове МЕШКА все согласные звуки имеют пару

по твёрдости – мягкости

3. В слове ДАЛЬНИЙ все согласные звуки звонкие

4. АТЕЛЬЕ количество звуков и букв совпадает

Конспект урока по русскому языку Фонетика и орфоэпия

vVersion:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000026084 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000026068

Тема урока. Фонетика. Орфоэпия.

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Фонетика», «Орфоэпия».

Задачи: 1) показать значение фонетики для правописания и произношения;

2) показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;

3) освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: 1) карточки-информаторы;

2) карточки с заданиями

3)материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Ход урока

 

I. Сообщение темы, цели урока.

II. Актуализация знаний по теме «Фонетика».

  1. Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь)

 

п/п

Вопросы учителя

Записи в тетради

1.

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?

Фонетика.

Слайд 1

2.

Что изучает фонетика

Звуки речи.

Слайд 2

3.

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.

Гласные звуки

Слайд 3

4.

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.

Согласные звуки

Слайд 4

 

Прочитайте, что у вас получилось?

Правильно. План урока

  1. Беседа по плану:

— Что изучает фонетика?

— Чем отличаются звуки и буквы?

— Какими бывают гласные звуки?

— Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?

— Какие пары образуют согласные звуки?

— Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?

— Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

III. Тренировочные упражнения.

Задание 1. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

 

Задание 2. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

 

Задание 3. (Ученикам раздаются карточки с заданиями) Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ],

[ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ],

[ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

 

Задание 4 Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

 

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

 

Задание 5. Определите, сколько раз встречается звук [ Ы ] в следующих строчках:

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши.

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами. (Каждый ученик получает карточку-информатор).

Карточка-информатор

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова:

Род [ рот ], флаг [ флак ].

  1. Оглушение звонких парных перед глухими:

Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].

  1. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]:

Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

  1. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.

  2. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

снт — [ сн ]: устный — у[ сн ]ый;

здн — [ зн ]: поздний — по[ зн]ий;

лнц — [ нц ]: солнце — со[ нц ]е;

рдц — [ рц ]: сердце — се[ рц ]е.

V. Тренировочные упражнения

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?

Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.

VI. ВЫВОД

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

— Что изучает орфоэпия ?

VII. Произношение сочетаний ЧН, ЧТ.

В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ ШН]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [Ч`Н] .

В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:

1. Упражнение. Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН.

Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

VIII. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.

В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево), но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.

1. Упражнение. Распределите данные слова в 2 столбца.

Согласный перед Е произносится твердо

Согласный перед Е произносится мягко

Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив, шинель, эпитет, синтез, эффект, музей, свитер, интервью, одеколон, пресса, компьютер, тире, термин, ремарка.

IX. Ударение.

Вопросы: 1) Что такое словесное ударение?

2) В чем заключаются особенности русского словесного ударения?

Упражнения:

  1. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.

  1. Поставьте ударения в следующих словах.

Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.

  1. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения.

Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.

X. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

3. Какие умения и навыки совершенствовали?

XI. Домашнее задание.

Выполнить фонетический разбор следующих слов:

Счастливый, яркость, бьюсь, огонь, отбежать, вперед, невтерпеж.

На следующем уроке — контрольный тест.

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку Фонетика и орфоэпия »

Тема урока. Фонетика. Орфоэпия.

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Фонетика», «Орфоэпия».

Задачи: 1) показать значение фонетики для правописания и произношения;

2) показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;

3) освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: 1) карточки-информаторы;

2) карточки с заданиями

3)материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока.

II. Актуализация знаний по теме «Фонетика».

  1. Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь)

п/п

Вопросы учителя

Записи в тетради

1.

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?

Фонетика.

Слайд 1

2.

Что изучает фонетика

Звуки речи.

Слайд 2

3.

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.

Гласные звуки

Слайд 3

4.

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.

Согласные звуки

Слайд 4

Прочитайте, что у вас получилось?

Правильно. План урока

  1. Беседа по плану:

— Что изучает фонетика?

— Чем отличаются звуки и буквы?

— Какими бывают гласные звуки?

— Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?

— Какие пары образуют согласные звуки?

— Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?

— Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

III. Тренировочные упражнения.

Задание 1. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Задание 2. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Задание 3. (Ученикам раздаются карточки с заданиями) Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ],

[ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ],

[ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Задание 4 Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Задание 5. Определите, сколько раз встречается звук [ Ы ] в следующих строчках:

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши.

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами. (Каждый ученик получает карточку-информатор).

Карточка-информатор

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова:

Род [ рот ], флаг [ флак ].

  1. Оглушение звонких парных перед глухими:

Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].

  1. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]:

Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

  1. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.

  2. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

снт — [ сн ]: устный — у[ сн ]ый;

здн — [ зн ]: поздний — по[ зн]ий;

лнц — [ нц ]: солнце — со[ нц ]е;

рдц — [ рц ]: сердце — се[ рц ]е.

V. Тренировочные упражнения

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?

Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.

VI. ВЫВОД

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

— Что изучает орфоэпия ?

VII. Произношение сочетаний ЧН, ЧТ.

В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ ШН]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [Ч`Н] .

В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:

1. Упражнение. Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН.

Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

VIII. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.

В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево), но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.

1. Упражнение. Распределите данные слова в 2 столбца.

Согласный перед Е произносится твердо

Согласный перед Е произносится мягко

Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив, шинель, эпитет, синтез, эффект, музей, свитер, интервью, одеколон, пресса, компьютер, тире, термин, ремарка.

IX. Ударение.

Вопросы: 1) Что такое словесное ударение?

2) В чем заключаются особенности русского словесного ударения?

Упражнения:

  1. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.

  1. Поставьте ударения в следующих словах.

Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.

  1. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения.

Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.

X. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

3. Какие умения и навыки совершенствовали?

XI. Домашнее задание.

Выполнить фонетический разбор следующих слов:

Счастливый, яркость, бьюсь, огонь, отбежать, вперед, невтерпеж.

На следующем уроке — контрольный тест.

Урок русского языка в 10 классе Фонетика. Звук и буква.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский технологический колледж»

отделение по реализации общеобразовательных программ

в учебно-консультационных пунктах при исправительных колониях и тюрьмах г. Иркутска, г. Саянска и Иркутского района

Урок русского языка в 10 классе

«Фонетика. Звук и буква».

Разработчик: Тайшина Л.О.

Преподаватель русского языка и литературы

УКП№4 при ОИК-8

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе

“Фонетика”, “Орфоэпия”; показать значение фонетики для правописания и произношения;
показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения; воспитание бережного отношения к родному языку.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии:личностно-ориентированная.

Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока.

II. Актуализация знаний по теме “Фонетика”.

Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь)

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?

Что изучает фонетика?

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.

Прочитайте, что у вас получилось?

2. Беседа по плану:

— Что изучает фонетика?
— Чем отличаются звуки и буквы?
— Какими бывают гласные звуки? 
— Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?
— Какие пары образуют согласные звуки? 
— Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?
— Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

III. Тренировочные упражнения. 

Задание 1.  Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Задание 2.  Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Задание 3. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], 
[ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], 
[ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Задание 4 Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Задание 5.  Определите, сколько раз встречается звук [ Ы ] в следующих строчках:

Аист жил у нас на крыше,
А в подвале жили мыши.

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами. (Каждый ученик получает карточку-информатор).

Карточка-информатор.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

1. Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ].
2. Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].
3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.

5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый;
здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий;
лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е;
рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.

V. Тренировочные упражнения 

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?

Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.

VI. ВЫВОД. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

— Что изучает орфоэпия? (Вопрос к классу)

VII. Произношение сочетаний ЧН, ЧТ

В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ ШН]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [Ч`Н] .

В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:

 1. Упражнение.  Прочитайте данные слова, обращая внимание на произношение ЧН.

Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

VIII. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.

В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево), но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.

1. Упражнение.  Распределите данные слова в 2 столбца.

Согласный перед Е произносится твердо

Согласный перед Е произносится мягко

Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив, шинель, эпитет, синтез, эффект, музей, свитер, интервью, одеколон, пресса, компьютер, тире, термин, ремарка.

IX. Ударение.

Вопросы:

1) Что такое словесное ударение?
2) В чем заключаются особенности русского словесного ударения?

Упражнения.

1. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.

2. Поставьте ударения в следующих словах. 

Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.

3. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения. 

Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.

X. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
3. Какие умения и навыки совершенствовали?

XI. Домашнее задание.

Выполнить фонетический разбор следующих слов:

Счастливый, яркость, бьюсь, огонь, отбежать, вперед, невтерпеж.

На следующем уроке — контрольный тест.

Этап урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Организационный момент

Приветствие учителя, занимают рабочие места

Приветствие учителя учащихся.

Запись темы в тетрадь

Объявляет цель урока

Актуализация знаний по теме

Ответы на вопрос

Задает вопросы

Тренировочные упражнения

Выполняют упражнения

Отвечает на появившиеся вопросы

4.Знакомство с поэтическими процессами.

Работают с карточками-информаторами.

Отвечает на появившиеся вопросы

5. Произношение звуков. Ударение.

Выполняют задания

6. Подведение итогов

Запись в тетрадь

Подводит к подведению итогов.

7. Домашнее задание

Задает на дом работу.

Вопросы, которые задаются на уроках, могут быть разными в зависимости от того, какую функцию они выполняют. Мы различаем вопросы по содержанию и «умные» вопросы. Это были те вопросы, которые направлены от учителя к ученику при фронтальной форме работы. Они требовали конкретного ответа, знания изучаемого материала, основывались на таком психическом процессе, как память. От ученика к учителю при фронтальной форме организации взаимодействия направлены вопросы, содержащие требование подсказать готовый ответ, способ решения.

Это вопросы, которые ученик адресовали учителю в случае затруднения, возникшего при выполнении упражнения.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/157736-urok-russkogo-jazyka-v-10-klasse-fonetika-zvu

Предложения со словом «Хищный». Примеры.

1.  Грушницкий следил за нею, как хищный зверь, и не спускал ее с глаз: бьюсь об заклад, что завтра он будет просить, чтоб его кто-нибудь представил княгине.

 Михаил Лермонтов — Герой нашего времени

2.  Колхаун стоял, нахмурив брови, стиснув зубы, как хищный зверь, которому помешали напасть на его жертву.

 Майн Рид — Всадник без головы

3.  Он стал терпеливо выжидать удобного момента для действия, как хищный зверь ждет свою добычу.

 Эдгар Берроуз — Приключения Тарзана в джунглях

4.  Николка припал к холодному дереву кобуры, трогал пальцами хищный маузеров нос и чуть не заплакал от волнения.

 Михаил Булгаков — Белая гвардия

5.  Теперь же за каждым деревом их мог подкарауливать пират, пожалуй более опасный, чем любой хищный зверь.

 Жюль Верн — Таинственный остров

6.  Даже глаза изменили выражение — в них появились настороженность, расчет и хищный огонек.

 Джек Лондон — Морской волк

7.  Моей монополии тут нет, но при чем здесь этот хищный очкарик?

 Анатолий Рыбаков — Неизвестный солдат

8.  Ей казалось, будто кто-то крадется, и ее возбужденному воображению представился подползающий к ним хищный зверь.

 Джек Лондон — Лунная долина

9.  Придя в себя, старуха наслаждалась своей полной победой; ее хищный взгляд не отпускал графиню, стоявшую перед ней на коленях.

 Александр Дюма — Джузеппе Бальзамо

10.  По ночам, однако, колдун, как хищный зверь, отваживался доходить до самых отдаленных плантаций.

 Майн Рид — Мароны

11.  Но одним мгновением ранее другой хищный зверь прыгнул сверху, и его боевой крик смешался с ревом пантеры.

 Эдгар Берроуз — Тарзан и его звери

12.  Едва ли он успел сделать и несколько шагов, как дверь приоткрылась и между ее створок появился его хищный и умный профиль.

 Виктор Гюго — Отверженные

13.  Иногда утомленный походом старый полководец спит в ней, свернувшись, как хищный зверь.

 Василий Ян — Батый

14.  Казалось, и сейчас перед ним стоит ужасная картина: он видит своих врагов и готов, как хищный зверь, ринуться на них.

 Эмилио Сальгари — В дебрях Борнео

15.  Он был бы красив той неброской, но запоминающейся мужественной красотой, если бы не слишком хищный вырез ноздрей небольшого ястребиного носа, не мутная наволочь в глазах.

 Михаил Шолохов — Поднятая целина

Разбор фонетических сегментов в слоги

  • Дорффнер, Георг, Стэн Квасни и Роберт Порт (1986) «Детерминированный анализ многоструктурных входных данных», Исследования в области фонетики и компьютерной лингвистики, Отчет № 5, 105–122, Кафедра лингвистики и компьютерных наук, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, июль 1986 г.

    Google ученый

  • Дорффнер, Георг, Дэниел Маки, Уильям Рейли и Роберт Порт (1986) «Время как независимая от говорящего информация для распознавания речи», Исследования в области фонетики и компьютерной лингвистики, Отчет №.5, 91–104, кафедра лингвистики и информатики, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, июль 1986 г.

    Google ученый

  • Клека, Уильям (1980) «Дискриминантный анализ», Sage Publications, Беверли-Хиллз, Калифорния, 1980.

    Google ученый

  • Марсиен-Уилсон В. Д. (1980) «Понимание речи как психологический процесс», в: JCSimon (редактор), Генерация и понимание разговорной речи, стр.39–67, Рейдел, Нью-Йорк, 1980.

    Google ученый

  • Маркус, Митчелл П. (1980) «Теория синтаксического распознавания естественного языка», MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1980.

    МАТЕМАТИКА Google ученый

  • Макклелланд, Дж. Л., и Дэвид Э. Румельхарт (1981) «Модель интерактивной активации контекстных эффектов при восприятии букв: часть 1, отчет об основных результатах», Psychological Review, 88, 375–407, 1981.

    Google ученый

  • Порт, Роберт, Уильям Рейли и. Дэниел Маки (1986), «Использование информации о времени для различения слов», Исследования в области фонетики и компьютерной лингвистики, Отчет № 5, 73–90, кафедра лингвистики и компьютерных наук, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, июль 1986 г. Также появляется как: «Использование глобального времени для различения слов» (в печати), Журнал Акустического общества Америки.

    Google ученый

  • Порт, Роберт (1981) «Лингвистические факторы времени в сочетании», Журнал Американского акустического общества, 69, 262–274, 1981.

    Google ученый

  • Рейли В. и Р. Порт (1985) «Использование времени для различения слов», Журнал Американского акустического общества, 78, S21, 1985.

    Google ученый

  • Неполный анализ: фонетические и фонологические данные из St’át’imcets

    Описание

    Этот тезис проверяет предсказание модели просодической иерархии о том, что разные фонологические домены имеют разные акустические характеристики.В частности, я проверяю предсказание о том, что если модели разрешают неполностью проанализированные структуры, должны быть сходящиеся фонологические и фонетические свидетельства, которые отличают их от исчерпывающе проанализированных доменов. Ранее было предоставлено мало фонологических и фонетических доказательств для обоснования предлагаемых структур. Я ввожу термин «экстрапод» для обозначения слогов, которые не анализируются на уровне стопы, и привожу фонологические и фонетические данные из St’át’imcets (Lillooet Salish), которые показывают, что экстраподы отличаются от полностью проанализированных доменов, как и предполагалось.Эмпирически эта диссертация представляет собой первую фонетическую документацию просодии St’át’imcets, включая интонацию на уровне фразы, ударение и граничные эффекты. Результаты этого исследования призваны дополнить документацию исчезающего языка и принести пользу сообществу. Теоретически этот тезис подтверждает ранее непроверенное предсказание современных моделей просодии, а именно то, что неполностью проанализированные структуры отличаются от исчерпывающе проанализированных структур. Результаты исследования сегментарных фонологических процессов и акустических коррелятов значимости и силы границ подтверждают слабую, но ограниченную интерпретацию фонетико-фонологического сопоставления.С методологической точки зрения в этой диссертации разработаны протоколы, которые позволяют получить точные фонетические данные, но в то же время подходят для полевых работ со старейшинами коренных народов и могут быть легко адаптированы к материалам для обучения языку. Сочетание вербального и изобразительного контекстов позволяет контролировать повторение лексем в естественном языковом контексте и предоставляет материалы, которые можно адаптировать для использования в классе.

    Фонетическое соответствие | Справочное руководство по Apache Solr 8.8.2

    Алгоритмы фонетического сопоставления могут использоваться для кодирования токенов таким образом, чтобы два разных написания, которые произносятся одинаково, совпадали.

    Для обзора и сравнения алгоритмов см. http://en.wikipedia.org/wiki/Phonetic_algorithm и http://ntz-develop.blogspot.com/2011/03/phonetic-algorithms.html

    Beider-Morse Фонетическое сопоставление (BMPM)

    Примеры использования этой кодировки в анализаторе см. в разделе «Фильтр Морзе Бейдера» в разделе «Описания фильтров».

    Beider-Morse Phonetic Matching (BMPM) — это «звукоподобный» инструмент, позволяющий выполнять поиск с использованием новой системы фонетического сопоставления. BMPM помогает вам искать личные имена (или просто фамилии) в индексе Solr/Lucene и намного превосходит существующие фонетические кодеки, такие как обычный soundex, метафон, каверфон и т. д.

    Как правило, фонетическое сопоставление позволяет искать в списке имен имена, фонетически эквивалентные желаемому имени. BMPM похож на поиск soundex в том смысле, что точное написание не требуется.В отличие от soundex, он не генерирует большого количества ложных срабатываний.

    По написанию имени BMPM пытается определить язык. Затем он применяет фонетические правила для этого конкретного языка, чтобы транслитерировать имя в фонетический алфавит. Если невозможно определить язык с достаточной степенью уверенности, вместо этого используется общая фонетика. Наконец, он применяет независимые от языка правила в отношении таких вещей, как звонкие и глухие согласные и гласные, чтобы дополнительно гарантировать надежность совпадений.

    Например, предположим, что при поиске Стивена в базе данных найдены совпадения «Стефан», «Стеф», «Стивен», «Стив», «Стивен», «Плита» и «Стаффин». «Стефан», «Стивен» и «Стивен», вероятно, имеют значение, и это имена, которые вы хотите видеть. «Штуффин», впрочем, наверное, не актуален. Также были отклонены «Стеф», «Стив» и «Печь». Из них «Печка», наверное, не та, которую хотелось бы. Но «Стеф» и «Стив», возможно, вас заинтересуют.

    Для Solr поиск BMPM доступен для следующих языков:

    • Русский English

    • Немецкий

    • Грецы

    • Italies

    • Polish

    • Romanian

    • Русский, написанный кириллическими буквами

    • Русский, транслитерированный английскими буквами

    • Испанский

    • Турецкий

    Сопоставление имен также применимо к нееврейским фамилиям из стран, в которых говорят на этих языках.

    Для получения дополнительной информации см. здесь: http://stevemorse.org/phoneticinfo.htm и http://stevemorse.org/phonetics/bmpm.htm.

    Daitch-Mokotoff Soundex

    Чтобы использовать эту кодировку в вашем анализаторе, см. Фильтр Daitch-Mokotoff Soundex в разделе «Описание фильтров».

    Алгоритм Daitch-Mokotoff Soundex представляет собой усовершенствование алгоритмов Russel и American Soundex, обеспечивающее большую точность сопоставления особенно славянских и идишских фамилий с похожим произношением, но с разным написанием.

    Основные отличия от других вариантов soundex:

    • кодированные имена 6 цифр длинные

    • начальный символ имени закодирован

    • правила к закодированному многораковым N-граммам

    • несколько возможных кодировков для того же имени (ветвление)

    Примечание: реализация, используемая Solr (commons-codec’s DaitchMokotoffSoundex ), имеет дополнительные правила ветвления по сравнению с исходным описанием алгоритма.

    Для получения дополнительной информации см. http://en.wikipedia.org/wiki/Daitch%E2%80%93Mokotoff_Soundex и http://www.avotaynu.com/soundex.htm

    Чтобы использовать эту кодировку в вашем анализаторе, см. Двойной фильтр метафона в разделе описания фильтров. В качестве альтернативы вы можете указать encoder="DoubleMetaphone" с помощью Фонетического фильтра, но обратите внимание, что версия Фонетического фильтра , а не будет предоставлять вторую («альтернативную») кодировку, которая генерируется Фильтром двойного метафона для некоторых токенов.

    Кодирует токены с помощью алгоритма двойного метафона Лоуренса Филипса. См. исходную статью на http://www.drdobbs.com/the-double-metaphone-search-algorithm/184401251?pgno=2

    . Чтобы использовать эту кодировку в вашем анализаторе, укажите encoder="Metaphone" с Фонетический фильтр.

    Кодирует токены с использованием алгоритма Metaphone Лоуренса Филипса, описанного в «Hanging on the Metaphone» на языке программирования, декабрь 1990 г.

    Еще одна ссылка для получения дополнительной информации — «Алгоритм поиска двойного метафона» Лоуренса Филипса.

    Soundex

    Чтобы использовать эту кодировку в вашем анализаторе, укажите encoder="Soundex" в фонетическом фильтре.

    Кодирует токены с помощью алгоритма Soundex, который используется для сопоставления похожих имен, но также может использоваться как схема общего назначения для поиска слов с похожими фонемами.

    См. также http://en.wikipedia.org/wiki/Soundex.

    Refined Soundex

    Чтобы использовать эту кодировку в вашем анализаторе, укажите encoder="RefinedSoundex" в фонетическом фильтре.

    Кодирует токены с использованием улучшенной версии алгоритма Soundex.

    См. http://en.wikipedia.org/wiki/Soundex.

    Caverphone

    Чтобы использовать эту кодировку в вашем анализаторе, укажите encoder="Caverphone" в фонетическом фильтре.

    Caverphone — это алгоритм, созданный проектом Caversham Project в Университете Отаго. Алгоритм оптимизирован для акцентов, присутствующих в южной части города Данидин, Новая Зеландия.

    См. http://en.wikipedia.org/wiki/Caverphone и спецификацию Caverphone 2.0 на http://caversham.otago.ac.nz/files/working/ctp150804.pdf

    Kölner Phonetik aka Cologne Phonetic

    Чтобы использовать эту кодировку в вашем анализаторе, укажите encoder="ColognePhonetic" с фонетическим фильтром.

    Алгоритм Kölner Phonetik, опубликованный Гансом Иоахимом Постелом в 1969 году, оптимизирован для немецкого языка.

    См. http://de.wikipedia.org/wiki/K%C3%B6lner_Phonetik

    NYSIIS

    Чтобы использовать эту кодировку в вашем анализаторе, укажите encoder="Nysiis" с Фонетическим фильтром.

    NYSIIS — это кодировка, используемая для сопоставления похожих имен, но ее также можно использовать в качестве схемы общего назначения для поиска слов с похожими фонемами.

    См. http://en.wikipedia.org/wiki/NYSIIS и http://www.dropby.com/NYSIIS.html

    Labs | Йельская лингвистика

    Контактное лицо: Джейсон Шоу

    Веб-сайт:  (скоро!)

    Встречи (май 2021–2022):  Свяжитесь с директором лаборатории для получения дополнительной информации.

    Описание:  Лаборатория фонетики оснащена оборудованием для высококачественной аудиозаписи, перцептивных исследований и кинематических исследований артикуляции речи, включая ультразвуковую и электромагнитную артикулографию.Эти источники данных используются для понимания того, как язык создается и понимается, включая различия, обнаруженные внутри и между языками мира.

    Лаборатория также поддерживает исследовательские проекты студентов и аспирантов. В ЛИНГ 220/620 введены методы анализа акустических и кинематических данных; методы сбора данных изложены в LING 236/636. Экспериментальные методы изучения понимания преподаются в LING 200/600. Студентам, заинтересованным в проведении исследований в лаборатории, рекомендуется пройти один из этих курсов или связаться с директором лаборатории, чтобы узнать о других способах участия в исследованиях фонетики.

    Лаборатория Блэкфут

    Контактное лицо: Натали Вебер

    Веб-сайт: http://campuspress.yale.edu/natalieweber/blackfoot/

    Встречи (май 2021–2022):  Свяжитесь с директором лаборатории для получения дополнительной информации. Большая часть работы будет выполняться удаленно через Zoom.

    Описание: Лаборатория Блэкфутов началась летом 2020 года, когда мы сосредоточились на трех основных проектах: (1) оцифровке устаревших списков слов и грамматик Блэкфутов, (2) организации существующих полевых материалов и начале некоторых основных аннотаций записей (в ELAN), и (3) создание языковых обучающих игр совместно со школой Cuts Wood School в Браунинге, штат Монтана.

    Лаборатория будет работать в течение всего 2020-2021 учебного года. Потенциальные проекты включают: морфологический анализ основ в лексической базе данных, фонетические транскрипции записей черноногих и придание блеска историям черноногих. Лаборатория также поддерживает исследовательские проекты студентов и аспирантов, а членам лаборатории предлагается разрабатывать свои собственные проекты индивидуально или в группе. Для присоединения не требуется никаких предварительных лингвистических знаний; Вакансии будут размещены на доске студенческих вакансий в начале года.

    Компьютерная лингвистика Йельского университета (CLAY)

    Контактное лицо: Боб Фрэнк

    Веб-сайт: http://clay.yale.edu/

    Встречи ( AY 2021–2022 ):  по пятницам в 1:30, Dow 314

    Описание: Исследование в лаборатории CLAY использует вычислительные модели для лучшего понимания структуры языка и процессов, связанных с изучением, пониманием и воспроизведением языка. Работа варьируется от изучения свойств абстрактных вычислительных моделей до практического применения моделей в языковых технологиях.Работа лаборатории объединяет знания из лингвистики, компьютерных наук, когнитивных наук и машинного обучения, и сотрудники лаборатории имеют различный опыт во всех этих областях. Текущие проекты исследуют представление грамматических знаний в нейронных сетях, предвзятость обучения различных типов моделей нейронных сетей и построение практических систем синтаксического анализа, которые используют сложные структурные описания, предоставляемые грамматикой примыкания к дереву, для назначения богатых семантических представлений.

    Йельский проект грамматического разнообразия (YGDP)

    Контакты: Рафаэлла Зануттини, Джим Вуд

    Веб-сайт: https://ygdp.yale.edu/

    Встречи ( AY 2021–2022 ): по пятницам с 3:30 до 5:00, LingSem (DOW 201)

    Описание:  Этот проект исследует синтаксическое разнообразие, характерное для разновидностей английского языка, на котором говорят в Северной Америке. Документируя тонкие, но систематические различия в синтаксисе разновидностей английского языка, он обеспечивает важный источник данных для развития теорий человеческого лингвистического знания.

    Лаборатория HistLing: историческая лингвистика и австралийские языки

    Контактное лицо: Клэр Бауэрн

    Веб-сайт: http://www.pamanyungan.net

    Встречи ( AY 2021-2022 ): 10:30-12 по пятницам, CLAY (DOW 314)

    Описание: В этой лаборатории мы изучаем языковую документацию и изменения, уделяя особое внимание (но не исключительно) австралийским языкам. Наши методы объединяют архивные материалы с оригинальными полевыми исследованиями, и большая часть работы лаборатории использует базу данных Chirila по австралийским языкам.Мы также твердо намерены наводить мосты между академическими кругами и коренными народами посредством обучения и информационно-разъяснительной работы.

    Примеры наших текущих интересов включают: вычислительную филогенетику, сравнительный метод, использование Твиттера для картирования социальных сетей и изменений, вопросы о том, как меняются лингвистические системы, и обсуждение технологий и практики языковой документации.

    Языковая и мозговая лаборатория

    Контактное лицо: Мария Пиньянго

    Веб-сайт:  https://ling.yale.edu/research/language-brain-lab

    Встречи ( AY 2021-2022 ): Свяжитесь с директором лаборатории для получения дополнительной информации.

    Описание:  Долгосрочная цель исследования нашей лаборатории — понять структуру значения и то, как оно «упаковывается» или становится видимым через язык в рамках ограничений функционирования разума/мозга. Эта цель объединяет ряд областей, включающих лингвистику, психологию и когнитивную неврологию.В частности, с лингвистической стороны наше исследование сосредоточено на понимании структуры ментального лексикона с точки зрения взаимодействия между морфологическими, синтаксическими и смысловыми структурами. Что касается когнитивной науки/когнитивной неврологии, исследование лаборатории направлено на понимание интерфейса между обработкой предложений в реальном времени (понимание), системами памяти и структурной и функциональной связью (последнее благодаря сотрудничеству с Тоддом Констеблом и Шерил Лакади, Йельский MRRC). .

    как сделать функцию парсинга текста эффективной в R

    Я недавно перечитал ваш вопрос, комментарии и ответ @wibeasley и понял, что не все правильно понял. Теперь стало понятнее, и я постараюсь подсказать что-нибудь полезное.

    Прежде всего, нам нужен небольшой пример для работы. Я сделал это из словаря по вашей ссылке.

      dictdf <- read.table (текст =
    "А АХ0
    НАЗЫВАЕТ K AO1 L D
    СОБАКА D AO1 G
    ДОГМА D AA1 G M AH0
    ИМЕТЬ ЧЧ AE1 В
    Я АЙ1",
    заголовок = F, столбец.имена = paste0("V", 1:25), fill = T, stringsAsFactors = F )
    
    № V1 V2 V3 V4 V5 V6 V7 V8 V9 V10 V11 V12 V13 V14 V15 V16 V17 V18 V19 V20 V21 V22 V23 V24 V25
    # 1 A AH0 NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    # 2 ВЫЗЫВАЕТСЯ K AO1 L D NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    # 3 DOG D AO1 G NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    № 4 ДОГМА D AA1 G M AH0 NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    # 5 HAVE HH AE1 V NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    # 6 I AY1 NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    
    bookdf <- данные.frame(words = c("Я", "имею", "а", "собака", "называется", "Догма"))
    
    # слова
    # 1 я
    # 2 есть
    № 3 а
    № 4 собака
    # 5 называется
    # 6 Догма
      

    Здесь мы читаем данные из словаря с fill = T и вручную определяем количество столбцов в data.frame , устанавливая col.names . Вы можете сделать 50, 100 или другое количество столбцов (но я не думаю, что в словаре есть такие длинные слова). И делаем bookdf — вектор слов в виде данных.рама .

    Тогда давайте объединим книгу и словарь вместе. Я использую библиотеку dplyr , упомянутую @wibeasley.

      # для кадров больших данных dplyr выполняет слияние быстро
    требуют ("dplyr")
    
    # сделать все буквы прописными
    bookdf[,1] <- toupper(bookdf[,1])
    # объединить
    bookphon <- left_join(bookdf, dictdf, by = c("words" = "V1"))
    
    # слов V2 V3 V4 V5 V6 V7 V8 V9 V10 V11 V12 V13 V14 V15 V16 V17 V18 V19 V20 V21 V22 V23 V24 V25
    # 1 I AY1 NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    # 2 HHH AE1 V NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    # 3 A AH0 NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    # 4 DOG D AO1 G NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    # 5 ВЫЗЫВАЕТСЯ K AO1 L D NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
    # 6 ДОГМА D AA1 G M AH0 NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA NA
      

    И после этого сканируем построчно совпадения звуков в последовательных словах.Я организовал это с помощью sapply.

      оценка соответствия <-
      sapply(1:(nrow(bookphon)-2),
             conScore <- функция (i_row)
             {
               слово1 <- bookphon[i_row,][,-1]
               слово2 <- bookphon[i_row+1,][,-1]
               word3 <- bookphon[i_row+2,][,-1]
    
               слово1 <- убрать из списка( слово1[которое(!is.na(слово1) & слово1 != "")] )
               слово2 <- unlist( слово2[которое(!is.na(слово2) & слово2 != "")] )
               слово3 <- удалить из списка( слово3[которое(!есть.на(слово3) & слово3 != "")] )
    
               сумма(слово1 %в%слово2) + сумма(слово1%в%слово3)
             })
    
    [1] 0 0 0 4
      

    В первых трех рядах нет одинаковых фонем, но в 4-м слове "собака" 2 звука со словом "называется" (Д и О/А) и 2 со словом "догма" (Д и Г). Результатом является числовой вектор, вы можете sum() его разделить на nrow(bookdf) или что вам нужно.

    .

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.