Этапы возрастного развития: Этапы детства, или путь взросления ребенка

Содержание

Возрастные этапы психического развития ребенка

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

Читайте также: Учимся писать грамотно при ОНР

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Читайте также: Развитие речи после кохлеарной имплантации

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Дата публикации: 26.06.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Психология возрастного развития личности

Определение понятия возраст

В исследованиях по психологии и педагогике понятие возраста рассматривается с различных аспектов:

  • как хронологический процесс;
  • как биологические процессы, происходящие в организме;
  • как процесс становления социального и психологического развития.

Возраст охватывает весь путь жизни человека, начиная от момента рождения и заканчивая физиологической смертью. С помощью возраста, возможно, определить период времени от рождения человека до определенного события в его жизни.

Периоды жизни из которых состоит земной путь человека можно определить как:

  • рождение
  • взросление;
  • развитие
  • старость.

Появившись на свет с момента рождения человек начинает свой первый жизненный этап и с течением жизни проходит все их последовательно и планомерно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

В настоящий момент в исследованиях не существует единой классификации возрастных периодов. На разных этапах развития науки данная классификация составлялась в соответствии с имеющимися на тот момент представлениями о закономерностях жизнедеятельности человека.

Процесс разграничения возрастных периодов связан с определенным возрастом человека, в момент наступления которого происходят значительные и системообразующие изменения в организме человека. Таким образом, возрастные периоды являются своеобразными периодами между ключевыми или кризисными точками развития.

Уже давно известно, что хронологический возраст человека не всегда совпадает с биологическим возрастом человека. Именно биологический возраст человека помогает определить имеющиеся у человека возможности: особенности выполнения человеком той или иной работы, максимальные нагрузки для организма.

Замечание 1

Биологический возраст может, как отставать от паспортного, так и опережать его. Наряду с биологическим и хронологическим возрастом существует также психологический возраст, который также не зависит от двух предыдущих и определяется уровнем развития психики и самосознания человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация жизненных периодов человека и взгляды исследователей на их определение

Рассмотрим классификацию периодов жизни человека, в основе которой лежит понятие возраста согласно физиологическим изменениям организма:

Рисунок 1. Классификация жизненных периодов человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Критерии для выделения различных возрастных периодизаций определялись в соответствии с эпохой, страной и уровнем развития общества определенного периода истории человечества. Рассмотрим некоторые из них:

Ученые Китая разделяли жизнь человека на 7 фаз, самой благоприятной из которых являлась фаза, соответствующая возрасту от 60 до 70 лет, данный период китайцы считали периодом расцвета духовности и мудрости личности.

Древнегреческий ученый Пифагор соотносил жизненные этапы развития человека с временами года, и каждый из этих этапов по его мнению длится около 20 лет.

Основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни являются идеи Гиппократа, который выделил 10 этапов, длиной в 7 лет каждый.

Замечание 2

Несмотря на имеющиеся различия в трактовке периодизации возрастного развития человека, все исследователи сходятся в одном – на каждой из ступеней развития человек приобретает соответствующие новообразования, формирует новые ценности, меняет имеющийся социальный статус в обществе.

Особенности основных этапов существования личности

Каждый из периодов жизни человека имеет свои уникальные особенности и дополняет предыдущий этап, приносит с собой новые явления и особенности развития и жизни, которых не было ранее.

Детство является периодом активного роста и развития человека, в этот период идет мощнейший процесс познания окружающего мира и становления личности человека.

Для юности свойственны максимализм и настойчивое стремление к самостоятельности и независимости. В данные период активно расцветают умственные и творческие способности личности, завершаются основные физиологические и психологические процессы взросления. Именно в данный возрастной период формируется определенная система ценностей личности, повышается стремление к саморазвитию и самоконтролю, происходит определение основного направления жизни.

В период зрелости человек уже твердо стоит на ногах: произошло профессиональное самоопределение, достигнут определенный социальный статус, решения человека имеют обоснованный характер, оценка и самооценка находятся на должном уровне. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Период старости человека характеризуется окончанием трудовой деятельности человека, сменой социального окружения и неизбежными физиологическими изменениями. Несмотря на это, человек способен заниматься саморазвитием и обогащением своей жизни различными ощущениями и впечатлениями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно человек определяет для себя критерии определения жизненных периодов развития и то содержание, которое он вкладывает в понятие возраста. Это могут быть:

  • внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами и в соответствии с этим определяет свой возрастной период, как молодость или зрелость и старость;
  • разделение жизненного пути на молодость и ее окончание в соответствии с возможностями жить без определенных обязательств и правил и появление жизненных трудностей и проблем;
  • определении возраста согласно физиологическим изменениям организма;
  • понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием своей души и внутренней свободой.

Проблема периодизации возрастного развития Личности

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.

Для первой группы периодизация на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Периодизация Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества). Рене Заззо — этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.

Во второй группе – используется не внешний, а внутренний критерий – какая-либо одна сторона развития. Развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизации предпринята попытка выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая Деятельность и центральное возрастное новообразование.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1 – 3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3 – 7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8 – 12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14 – 17 лет) – кризис 17 лет.

Основные положения: существование стабильных и кризисных стадий развития.

Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей Деятельности, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера Личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии.

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь Личности, от рождения до глубокой старости. Развитие Личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре Личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием Личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений – доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество Личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

На сегодняшний день экспериментально установлено, что в разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по со-держанию, интенсивности и социальной ценности типы Деятельности. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития Личности.

Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа Деятельности, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. Между тем у каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий именно ему ведущий тип Деятельности, позволяющий отличать его от многих других.

А.В. Петровским в 1984 г. была предложена психол. концепция развития Личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития Личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Единство этих двух условий обеспечивает целостность процесса развития Личности. Как процесс интеграции в различных социальных группах.

Таким образом, возникает возможность выделения двух типов закономерностей возрастного развития Личности.

Первый тип закономерностей развития Личности. Источником здесь выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации (потребность быть Личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Это обусловливает становление Личности как в результате вхождения в новые для человека группы, выступающие в качестве институтов его социализации (например, семья, детский сад, школа, воинское подразделение), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы. Переходы Личности на новые этапы развития в этих условиях не определяются теми психологическими закономерностями, которые выражали бы моменты самодвижения развивающейся Личности.

Второй тип закономерностей развития Личности. В этом случае личностное развитие детерминировано извне включением индивида в тот или иной институт социализации или же обусловлено объективными изменениями внутри этого института. Так, школьный возраст как стадия развития Личности возникает в связи с тем, что общество конструирует соответствующую систему образования, где школа является одной из «ступеней» образовательной лестницы.

Реальное, а не желаемое и не экспериментально сформированное развитие Личности обусловливается, как можно думать, не одной ведущей Деятельностью, а по меньшей мере комплексом актуальных форм Деятельности и общения, интегрированных типом активных взаимоотношений развивающейся Личности и ее социального окружения. В многочисленных экспериментальных работах отечественных психологов они выступают и раскрываются именно в этом контексте.

Придерживаясь деятельностного подхода к рассматриваемой проблеме, мы высказываем предположение, что в аспекте формирования Личности для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) Деятельности (предметно-манипулятивной, или игровой, или учебной и др.), а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, складывающийся у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой (или лицом). Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которая задает эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается. Другими словами, здесь намечается попытка осуществить социально-психологический подход к пониманию развития Личности и построению соответствующей возрастной периодизации.

Возрастные этапы развития дошкольника


Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс развития детей на самотек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.

Мы рассказываем ему стишки, поем вместе с ним песенки, придумывает разные игры, общаемся, учим читать и писать. Однако в этом деле очень важно действовать грамотно и последовательно. Было бы немудро требовать от ребенка того, чего он пока не способен сделать в силу своих возрастных особенностей.

И было бы очень правильно развивать в нем те способности, на которые уже давно пришла пора обратить внимание. И для того, чтобы правильно воспитывать своих маленьких детей, очень важно знать, какими особенностями и способностями они обладают в те или иные возрастные этапы развития.

Дети до года

В этот период самое главное, в чем нуждается ваш ребенок – это забота, внимание и ласка. Это период, когда родители исполняют все желания своих детишек и мало задумываются о том, чтобы научить их чему-либо. Главная задача родителей – обеспечить максимально комфортную, любящую и жизнерадостную атмосферу в доме. Но это не значит, что развитию детей не следует уделять внимания.

Дело в том, что человек с самого своего рождения начинает процесс познания окружающего мира. Формируются способности слышать звуки и отделять один звук от другого. Также мозг ребенка учится разделять поступающую в него зрительную картинку на различные объекты, фокусироваться на одном из них и запоминать его.

К шести месяцам у детей проявляется особый интерес к цветам и начинает формироваться процесс развития восприятия пространства. Спустя всего месяц малыш с удовольствием начинает взаимодействовать с предметами: он их складывает в коробочки, открывает крышки отличает маленькие предметы от больших.

Самый первый этап становления личности человека. Именно в этом возрасте закладываются самые глубинные, самые прочные и нерушимые свойства личности человека. Считается, что те черты характера и особенности личности, которые были приобретены в этом возрасте, практически не поддаются коррекции на протяжении всей жизни. Поэтому для родителей важно понимать, что наступил очень ответственный этап, когда начинается полноценное воспитание детей.

Ранний возраст можно условно разделить на три дополнительных периода, каждому из которых соответствуют свои возрастные особенности развития:

От года до полутора лет. Период становления самостоятельности детей. Теперь ребенок не ждет, когда родители выполнять все его просьбы. Многое он пытается уже делать самостоятельно. Он много ползает по дому, чтобы добраться до интересующих его предметов. Он часто падает, набивает себе шишки, но продолжает старательно исследовать жилое помещение.

Первые звуки или даже слова, исполненные смысла, ребенок обычно начинает произносить в этот период своего развития. И хотя ребенок еще не может правильно произнести слово или фразу целиком, родители уже начинают понимать, что он имеет в виду. Идет активная фаза запоминания слов. Ребенок внимательно слушает, что говорят родители. И, не смотря на то, что он даже не пытается произносить большинство услышанных слов, все же они откладываются у него в памяти.

Несмотря на то, что ребенок не способен пока отвечать родителям и полноценно с ними разговаривать, очень важно много времени уделять общению с ним в этот период. Потому что именно сейчас начинает активно пополняться его словарный запас. Родители могут называть окружающие ребенка предметы, рассказывать для чего они нужны.

От полутора до двух лет. Продолжает развивать приобретенные раньше возрастные умения, начинает осознавать свое место в окружающем мире, зарождаются первые черты его характера. То есть уже сейчас становится очевидным, какие черты личности скорее всего будут преобладать в его характере на протяжении всей жизни. Этот период, когда родители, образно говоря, начинают знакомиться со своим чадом. К этому времени большинство детей начинают активно принимать участия в процессе собственного одевания.

Важно, чтобы родители проявляли терпение и давали ему такую возможность. Не стоит запрещать ребенку пробовать надеть что-то самостоятельно только потому, что вы куда-то торопитесь. Большое облегчение родителям приносит то, что дети начинают ходить на горшок. Иногда во время игры, увлекшись, малыш все еще может сходить «под себя», но такие случаи происходят все реже и реже.

Никогда не стоит запрещать детям брать в руки интересующие их предметы и рассматривать их. Если какой-то предмет представляет для малыша опасность, то самое лучшее решение – это сделать так, чтобы он вообще не попадался ему на глаза. Иначе многочисленными запретами родители могут поселить в детях страх познания чего-то нового, выработать в нем комплексы, мешающие его обучаемости в подростковые годы и на протяжении всей жизни. Не запрещайте ребенку копаться в шкафах. Ему очень нравится открывать различные ящички и вытаскивать из них все предметы и всю одежду.

Это важная особенность полезна для развития детей. Таким образом малыш проявляет естественную потребность к познанию мира и обыкновенное любопытство. Не стоит запрещать ему это делать.

От двух до трех лет. Ребенок уже научился ходить, взаимодействовать с предметами, у него полноценно развито зрение и другие органы чувств. Наступил черед самой активной фазы умственного развития. Сейчас малыш проявляет немного меньше физической активности, чем это делал раньше. Зато он становится наиболее общительным. Ему нравится разговаривать со взрослыми, и нужно давать ему такую возможность. Важно запомнить правило: чем больше общения – тем лучше умственное развитие.

В этот период начинаются бесконечные вопросы. Очень важно терпеливо отвечать на каждый из них. Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка говоря «отстань!». В этом возрасте начинает прививаться любовь к музыке. Когда ребенок дома, пусть всегда звучит музыка. Причем пусть эта музыка будет разнообразной. Музыка оказывает благоприятное воздействие на собранность малыша, ведь за ее основы взят ритм. В основе всех жизненных дел тоже лежит ритм.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?

Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания. Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование. Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей. Он сам пытается отличать хорошее от плохого.

В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение. Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы. От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни. Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста. И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.

Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.

Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей. Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными. На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует. Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе. Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.

Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.

Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.

Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.

Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример.

Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.

Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие.

Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности. Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.

Возрастные периоды развития человека их признаки, характеристика (Таблица)

Признаки возрастного периода

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Период новорожденности (1-2 месяца)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью, заложение фундамента «симпатий и антипатий» .

Незначительно различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность, установление эмоциональной связи с матерью.

Период младенческого возраста (от 2-х месяцев до 1 года)

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и матери/отца.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослыми.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффер. ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Нач. формы наглядно-действенного мышления. Кратковрем. фиксация на объектах (непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоционален. Предметно-познавательная деятельность. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Период раннего детства (1—3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окружающих вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действ. мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее количество окружающих вещей.

Период дошкольного возраста (3—7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира челов. отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общест.-значимой и обществ.-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода — переход к словестному мышлению.

Игра.

Младший школьный возраст (7—11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле. Глубокий мотивац. кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой соц. позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебе. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Период подросткового возраста (11—15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личност. общение в процессе обучения и организац.-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший подростковый возраст).

Теоретич. рефлекс. мышление. Интеллектуализация воспр. и памяти. Личностная рефликсия. Гипертрофир. потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15—17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение. Профессиональное самоопределение. Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравств. устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операц. мышление. Совершенствуется владение сложными интеллект. операциями анализа, синтеза, теоретич. обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоцион. восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-проф. деятельность.

Период юнности (от 17 до 20 лет)

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родит. дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизн. планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Период молодости (от 20 до 30 лет)

Осуществ. жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство проф. компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теорет. мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качеств. изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, проф. рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Период зрелости (от 30 до 60—70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизн. предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в проф. деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед др. людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физ. сил, привлекательности– жестокий удар по самооценке и Я-концепции, изменяются соц. ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, матер. или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в проф. плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функц. уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование проф. памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость (после 60—70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизн. цикла.

Смена обществ. позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности. Генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психич. тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основным типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, полит. и эконом. положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим хар-ным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые соц. связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие соц. связей) или сохранение себя как индивида.

Стадии возрастного развития человека по теориям и воззрениям З. Фрейда и Э. Эриксона.

Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности. Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами, в которых находит свое удовлетворение сексуальная энергия — либидо. При этом, З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности. Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание получила также и теория стадий возрастного развития Э. Эриксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития. В основание возрастной периодизации им были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности («развитие сознательного Я»). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, как фактору положительного психологического развития личности, особенно в младенческом, раннем и дошкольном возрасте ребенка.

Сравнительную совокупность взглядов З. Фрейда и Э. Эриксона на возрастное развитие людей мы отражаем в таблице № 1.

Таблица № 1. Взгляды З. Фрейда и Э. Эриксона на возрастное развитие людей.

№ ста- дии СТАДИЯ (этап, фаза развития) ПО З. ФРЕЙДУ – ВЫДЕЛЕНИЕ ЭРОГЕННОЙ ЗОНЫ ПО Э. ЭРИКСОНУ — ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ (амбивалентных) ПЕРЕЖИВАНИЙ (чувств)
I 0 — 1/1,5: младенчество оральная стадия — сосание, кусание, захват предмета ртом, удержание предмета ртом доверие/недоверие к окружению, к среде (к людям, к миру вокруг)
II 1/1,5 – 3: раннее детство анальная стадия — интерес к физическим отправлениям организма (к потребностям выделения) индивидуально обусловленная выработка автономии Я, появление сомнения, стыда, формирование уверенности/неуверенности в себе
III 3 — 6/7: дошкольное детство познавательный интерес к своим гениталиям и гениталиям других инициативность/чувство вины, развитие, или ослабление, укрепление или размывание потребности в родительской любви
IV 6/7 — 10/11: младший школьный возраст латентная стадия — нет ярко выраженной эрогенной направленности, зарождение сексуальности достижение/неполноценность, преимущественное формирование мотивации на достижения или мотивации на избегание неудач
V 10/11 — 15/16: подростковый возраст латентная стадия развития либидо, с проявлениями общетелесной сексуальности в общении с окружающими кризис личности, диффузия личностной идентичности, психологическое (мотивационное) осмысление индивидуальных жизненных приоритетов, формирование социальной (деятельностной) личностной направленности
VI 15/16 — 20/21: юность, 20/21 — 29/30: молодость генитальная стадия, — наступление половой зрелости, формирование индивидуальной эрогенности интимность/изоляция, нахождение своего места в мире, формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, культурологический (мировоззренческий) кризис личности, переосмысление жизненных целей  
VII 29/30 — 40/42: взрослость, 40/42 — 53/55: зрелость не дает характеристик данных возрастов в своей концепции творчество/застой, качественное развитие или угасание креативности, профессиональное развитие, занятие места в обществе, культурно-религиозное становление и развитие
VIII 53/55 — 63/65: пожилой возраст, 63/65 — 73/75: старость, 73/75 — 83/85: преклонный (дряхлый) возраст в своей концепции не дает характеристик для данных возрастов интеграция/разочарование, приобретение нового социального статуса, или потеря своего «социального Я». Для женщин — уход в семью, творчество и рукоделие, для мужчин — политическая жизнь, наука, развлечения

ТЕМА №9. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Возрастная периодизация.

А. Возрастная психология и педагогика.

Младенчество /первый год жизни/. Преддошкльный возраст /1 – 3 года/. Дошкольный возраст /3 – 6 лет/. Младший школьный возраст /6 – 10 лет/. Средний школьный (подростковый) возраст /10 – 15 лет/. Старший школьный возраст (юность) /15 – 17 лет/. + юность: второй период /17-21 год/.

Б. Возрастные периоды в развитии ребенка. Период непосредственно-эмоционального общения. /0 –1 год/. Период предметно-манипулятивной деятельности /1 – 3 года/. Период игровой деятельности /3 — 6 лет/. Период учебной деятельности /6 – 10 лет/. Период общественно-полезной деятельности. /10 – 15 лет/. Период учебно-профессиональной деятельности /15 – 17-18 лет/.

Психолого-педагогические особенности и специфика воспитания детей младшего школьного возраста.

Изменяется уклад жизни. Ведущей деятельностью вместо игры становится учение. Большое значение здесь имеют широкие социальные мотивы – долга, ответственности и т.д. Познавательный интерес (к содержанию и процессу обучения) у большинства детей находится на низком или средненизком уровне /Фридман, Кулагина/. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа. Первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избегание неприятностей) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника /остается единственным мотивом учения у 20% учащихся/.



Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга.

Восприятие младших школьников отличаетсянеустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью.

Внимание младших школьниковнепроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ученика начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания /И.П.Подласый/.

Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – развить интеллект до понимания уровня причинно-следственных связей. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью — учить детей говорить!

Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер.

Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь).

Межличностные отношения младших школьников носят аморфный характер. Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе.

Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения. Вместе с тем, альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена /Фридман, Кулагина/.

Класс не является рефрентным для ребенка. Огромный авторитет, которым пользуется учитель. Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя.

Большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производственный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, носит характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой: /развиваются трудолюбие, культура движений, навыки коллективных действий, разносторонняя активность/.

Становление личности мл. шк-ка происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного).

Психолого-педагогические особенности и специфика воспитания детей среднего школьного возраста.

Переход от детства к юности. Бурный рост и развитие всего организма. Н.К.Крупская: подросток – полуребенок-полувзрослый, уже не ребенок, но еще не взрослый. Половое созревание организма нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания/. Продолжается развитие нервной системы. Неравномерность физического развития – порывистость движений, их плохая координация. Восприятие более целенаправленно, планомерно и организованно /чем у мл. шк./

Специфическая избирательность внимания: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков… Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. В речи заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям.

Средний школьный возраст – наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

Развернутая общественно-полезная деятельность, где разные ее виды объединены единым стержнем – мотивом пользы для людей, приобретает ведущее значение в психологическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом.

Дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения подростка по отношению к взрослым. Подростковый возраст – период кризиса. /другие кризисы – в 1 год, в 3 года и в 7 лет/.

В 12 – 14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Проявления: упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, грубость и нарочитость поведения, стремление поступать наперекор желанию и требованию взрослых, игнорирование замечаний…

Причина кризисапоявление у ребенка новых потребностей, удовлетворение которых серьезно затруднено /в силу его недостаточной социальной зрелости/.

Внешние факторы, способствующие кризису: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению. Подростков не устраивают отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения.

Бывают случаи бескризисного развития ребенка – в случае, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние смогли удовлетворить свои новые потребности.

Иногда кризис может проходить в сглаженной форме или быть сдвинутым по времени. Подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности он, как правило, не может. Отсюда – стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т.д.

Подросток больше ориентируется на сверстников, чем на взрослых, поэтому ему очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.

Учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно-полезную деятельность.

Важно учитывать не только итог труда ребенка, но и усилия, которые он предпринял.

Одна из самых серьезных проблем подростка – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с поступками, действиями, поведением – с другой.

Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и потому очень разнообразны. /Проблема негативных, антисоциальных ценностей, кумиров/. Прогрессируют инфантилизм, безразличие, социальная незрелость.

Внешние формы коммуникативного поведения противоречивы: с одной стороны – стремление во что бы то ни стало быть такими же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны – стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга и лихорадочная смена приятелей.

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но при этом отмечается и отсутствие норм.

Раннее физическое развитие (акселерация), давая преимущества в росте, физической силе, способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимным доверием. Существует и тяга подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость

Главная ценность отметки состоит в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств – значимость отметки падает.

Подростки воспринимают учителей через призму общественного мнения класса.

Основная форма самопознания подростка – сравнение себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками.

 

периодов развития | Развитие продолжительности жизни

Подумайте о продолжительности жизни и составьте список периодов развития. Сколько этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию разбивают продолжительность жизни на девять стадий следующим образом:

  • Пренатальное развитие
  • Младенчество и юность
  • Раннее детство
  • Среднее детство
  • Подростковый возраст
  • Раннее взросление
  • Средняя взрослость
  • Поздняя взрослость
  • Смерть и умирание

Этот список отражает уникальные аспекты различных этапов детства и взрослой жизни, которые будут рассмотрены в этой книге.Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, социальные отношения и когнитивные навыки. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.

Пренатальное развитие

Происходит зачатие и начинается развитие.Все основные структуры тела формируются, и здоровье матери имеет первостепенное значение. Понимание питания, тератогенов (или факторов окружающей среды, которые могут привести к врожденным дефектам), а также труда и родоразрешения являются основными проблемами.

Младенчество и детский возраст

Фотография новорожденного предоставлена ​​Fenja2

Первые полтора-два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с хорошим слухом, но очень плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего, говорящего малыша.Воспитатели также превращаются из тех, кто управляет графиками кормления и сна, в постоянно движущихся проводников и инспекторов по безопасности для подвижного, энергичного ребенка.

Раннее детство

Фото предоставлено Вальтером де Марией

Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют формальному школьному обучению. В возрасте от трех до пяти лет ребенок занят изучением языка, обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира.Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников вначале могут быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, такие как опасения, что они могут провалиться, если будут сидеть перед ванной или демонстрировать, как долго что-то возьмут, расставив два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.

Среднее детство

Фото предоставлено Pink Sip

Возраст от шести до одиннадцати лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы. Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков, а также оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы сравнивают учащихся и публикуют эти сравнения с помощью командных видов спорта, результатов тестов и других форм признания.Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. И дети начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками.

Подростковый возраст

Фото предоставлено Overstreet

Подростковый возраст — это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода.По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь.

Раннее взросление

Фото предоставлено Джошем Греем

Двадцатые и тридцатые годы часто считаются ранним взрослением. (Студенты, которым за 30, как правило, любят слышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами.Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других. Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни.

Средняя взрослость

Конец тридцатых – середина шестидесятых годов считается средним возрастом. Это период, когда старение, начавшееся раньше, становится более заметным, и период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе.Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично относиться к ранее рассмотренным возможностям в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно. Эта возрастная группа также больше всего пострадала от эпидемии СПИДа в Африке, что привело к значительному сокращению числа работающих в этих странах (Weitz, 2007).

Поздняя взрослость

Фото предоставлено Overstreet

Этот период жизни увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах.Позднюю взрослость иногда подразделяют на две или три категории, такие как «молодые старые» и «старые старые» или «молодые старые», «старые старые» и «самые старые старые». Мы будем следовать прежней категоризации и будем проводить различие между «молодыми стариками», то есть людьми в возрасте от 65 до 79 лет, и «старыми стариками», или теми, кому 80 лет и старше. Одно из основных различий между этими группами состоит в том, что молодые люди очень похожи на взрослых среднего возраста; все еще работает, все еще относительно здоров и все еще заинтересован в том, чтобы быть продуктивным и активным.«Старые старики» остаются продуктивными и активными, и большинство продолжает жить самостоятельно, но для этой возрастной группы существенно возрастает риск заболеваний старости, таких как атеросклероз, рак и цереброваскулярные заболевания. Жилищные вопросы, здравоохранение, увеличение продолжительности активной жизни – лишь некоторые из тем, волнующих эту возрастную группу. Лучший способ оценить разнообразие людей в позднем взрослом возрасте — это выйти за рамки хронологического возраста и выяснить, переживает ли человек оптимальное старение (например, джентльмен, изображенный выше, который имеет очень хорошее здоровье для своего возраста и продолжает вести активный, стимулирующий жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушенное старение (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста).

Смерть и умирание

Фото предоставлено Робертом Полом Янгом

Эта тема редко освещается так, как она того заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Мы будем изучать физические, психологические и социальные аспекты смерти, исследовать горе или тяжелую утрату, а также рассматривать способы, которыми помогают профессионалы работать в условиях смерти и умирания.И мы обсудим культурные различия в трауре, погребении и горе.

Развитие ребенка: примеры стадий развития

Развитие ребенка: примеры стадий развития



 

Стадия развития – это возрастной период, когда определенные потребности, поведение, опыт и способности являются общими и отличается от других возрастных периодов. Вот некоторые модели поведения, которые вы можно ожидать увидеть на определенных этапах.

От рождения до 18 месяцев

Основное внимание уделяется развитию доверия. Достижение этого сильно зависит от родителей или других опекунов забота (например, тепло, еда, объятия, стимуляция).

  • Представление ребенка о себе как о любимом и достойном человек уходит своими корнями в этот возрастной период.
  • Поскольку доверие является основным строительным блоком для всех отношений, каждая область развития (физическая, интеллектуальное, социальное, эмоциональное и моральное) быть затронуты событиями этого этапа.

 

От 18 месяцев до трех лет

Задача ребенка состоит в том, чтобы установить отчетливое Я, отдельное от родительских фигур.

  • Основными потребностями являются повышенный контроль над кормлением и туалетные привычки, не испытывая отторжения или вред от слишком большой независимости.
  • Ребенок начинает узнавать об ограничениях (горячие печи, использование предметов, лестниц, улиц).
  • Ребенок легко злится; любит самоутверждаться и его любимое слово «НЕТ!»
  • Этот период особенно связан с физическим рост, особенно способность ходить, бегать, карабкаться, и устранение контроля.

 

От трех до семи лет

Детский Основная задача состоит в том, чтобы развить чувство реальности, которое отличается из фантастики.

  • Секс в первую очередь волнует ребенка различия, включая интерес к беременность и роды.
  • Это период высокого творчества.
  • Существует острая необходимость проводить различия между реальным и воображаемым.

 

От семи до двенадцати лет

Задача ребенка: развивать чувство ценностей, чтобы направлять принятие решений и интересы, а также способности, лежащие в основе для будущих решений.

  • Потребности ребенка связаны с задачами, хобби, и деятельность, ориентированная на навыки.
  • Дружба со сверстниками, особенно того же пола, важный.
  • Конкуренция усиливается, как и озабоченность спектакль.

 

От двенадцати до восемнадцати лет

Ребенок имеет две основные задачи.

  • Для создания личности на основе интеграция ценностей и самоощущения. Подросток должен установить личность в отношение к обществу, противоположному полу, идеям, будущее, возможные профессии и вселенная.
  • Установление независимости. Это может создавать напряженность в семье сверх установленных ограничений, ценности, обязанности, друзья и планы для будущего.


Перейти на следующую страницу      

Нормальные этапы развития в возрасте 0-5

Эмоциональный и язык Emotional Social

Рождение до 3 месяцев:
Подготовка: 5-8 в день
г. Сон: 20 часов в день
Сенсодержащие мощности: делает основные различия в зрении, слухе, обонянии, вкусе, осязании, температуре и восприятии боли. Двигательные способности: контроль глазных мышц, поднимает голову, когда лежит на животе.
Общее напряжениеВосторг
Бедствие
Улыбки в лицо
Беспомощность
Асоциальность
Кормление матерьюВизуально фиксирует лицо, улыбается лицу, может успокаиваться, покачиваясь.
от 4 до 6 месяцев
Сенсорные способности: локализация звуков
Звуки: лепет дает большинство гласных и около половины согласных
Кормление: 3-5 раз в день
Двигательные способности: контроль движений головы и рук, целенаправленное хватание, перекатывание над.
Любит, когда его обнимают. Узнает свою мать.
Различает знакомых и незнакомцев, больше не улыбается без разбора. Ожидает кормления, одевания и купания.
От 7 до 9 месяцев
Двигательные способности: владение туловищем и руками, сидит без поддержки, ползает.
Специфическая эмоциональная привязанность к матери, протест против разлуки. Любит «ку-ку»
От 10 до 12 месяцев
Двигательные способности: владение ногами и ступнями, стойка, сведение большого и указательного пальцев.
Язык: говорит одно-два слова, имитирует звуки и отвечает на простые команды.
Питание: 3 приема пищи, 2 перекуса.
Сон: 12 часов, 2 сна. Волна
до свидания. Играет в лепешки,
понимает «нет-нет!» Дает и
берет предметы.
От 1 до 1,5 лет
Двигательные способности: ползает по лестнице, ходит (10-20 минут) и рисует карандашом линии на бумаге.
Зависимое поведение Очень расстраивается при разлучении с мамой Боязнь купания Подчиняется ограниченным командам.
Повторяет несколько слов. Интересует его зеркальное отражение. Кормит себя.
От 1,5 до 2 лет
Двигательные способности: бегает, пинает мяч и строит башню из 6 кубов (2 года)
Язык: словарный запас более 200 слов
Сон: 12 часов ночью, 1-2 часа сна
Истерики (1-3 года)
Обида на новорожденного
Делает противоположное тому, что ему говорят
(18 месяцев).
От 2 до 3 лет
Двигательные способности: прыгает со ступеньки, катается на трехколесном велосипеде, рисует мелками, строит башню из 9-10 кубов.
Язык: начинает использовать управление короткими предложениями и исследует мир с помощью языка, на короткое время может появиться заикание.
Страх разлуки
Негативизм (2,5 года)
Бурные эмоции, гнев Выражения гнева, печали и радости на лице различаются.
Чувство юмора (шутит)
Говорит, использует «я» «мне» «ты» Копирует
действия родителей.Зависимый,
притяжательный к игрушкам, любит
играть вместе с другим ребенком.
Сопротивляется требованиям родителей. Отдает приказы. Жесткое настаивание на однообразии рутины. Неспособность принимать решения.
От 3 до 4 лет
Двигательные способности: Стоит на одной ноге, прыгает вверх и вниз, рисует круг и крест (4 года) Самостоятелен во многих рутинных повседневных делах.
Ласковая по отношению к родителям.
Удовольствие от манипуляций с гениталиями Романтическая привязанность к родителю
противоположного пола (от 3 до 5 лет)
Ревность к родителю того же пола.
Воображаемый страх темноты, травм и т. д. (от 3 до 5 лет)
Любит делиться, использует «мы»
Совместная игра с другими детьми
, детский сад. Подражает
родителям. Начало
идентификации с однополым
родителем, Интенсивное любопытство и интерес
к телам других детей.
Воображаемый друг.
От 4 до 5 лет
Двигательные способности: развитая моторика, прыжки, прыжки в длину, самостоятельно одевается, копирует квадрат и треугольник.
Язык: ясно говорит, использует звуки взрослой речи, освоил базовую грамматику, рассказывает историю, знает более 2000 слов (5 лет)
Ответственность и чувство вины
Гордится своими достижениями предпочитает секс-
соответствующие занятия.

Эпохи и этапы

Это пособие о развитии речи и языка у детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Развитие речи, языка и коммуникации — это постепенный процесс. Дети развивают навыки с разной скоростью, но после 8 лет обычно дети:
  • Используйте язык, чтобы предсказывать и делать выводы
  • Используйте длинные и сложные предложения
  • Понимать другие точки зрения и показывать, что они согласны или не согласны
  • Понимать сравнительные слова e.грамм. ‘это было раньше, чем вчера’
  • Поддерживайте разговор, приводя причины и объясняя выбор
  • Заводить разговоры со взрослыми и детьми, которых они не знают
  • Понимать и использовать пассивные предложения, в которых порядок слов может сбивать с толку детей младшего возраста, например. «Вор преследуется полицейским».

Как поддержать ребенка

Хорошая коммуникация двусторонняя и требует хороших навыков слушания.Чтобы помочь ребенку, вам нужно самому продемонстрировать хорошие навыки слушания. Убедитесь, что у вас есть на это время в течение дня. Возможно, вам придется объяснять слова, которые ребенок еще не знает.

Словарный запас ребенка будет расти. Помогите им понять новые слова, которые они учат, рассказывая об их значении. Убедитесь, что они не боятся спросить, если они не понимают ни слова. Если вы не знаете точного значения слова, поищите его в удобном для детей словаре, таком как Collins Co-Build.

Просто хорошо разговаривая с детьми, вы поддерживаете их язык. Итак, поговорите с ними. Спросите их, как прошел их день в школе и как поживают их друзья. Надеюсь, им не нужно слишком много поощрения, чтобы поговорить. Старайтесь поощрять разговоры, а не просто говорите сами.

На что обратить внимание

На этом этапе у детей должны быть хорошо развиты речевые, языковые и коммуникативные навыки. Ребенок с задержкой речи может демонстрировать следующее поведение:

  • Им может быть трудно присоединиться к групповым беседам.Это потому что слишком много языка
  • Им может быть трудно придумывать истории. Это проявится в их письменной работе, а также в разговоре
  • Их истории могут быть запутанными, из-за чего за ними трудно следить
  • Им может быть трудно выучить и понять значения слов
  • Они могут изо всех сил пытаться понять язык о вещах в прошлом или будущем
  • Им может быть трудно делать прогнозы
  • Им может быть трудно понять язык, смысл которого не ясно указан e.грамм. когда разговор затрагивает новые понятия или затрагивает людей или предметы, которые не присутствуют и не видны ребенку
  • Возможно, им трудно учиться в школе. Им может быть трудно понять, что они должны делать, даже если им сказали.

6 этапов обучения детей игре

Игра — это развлечение! Любая деятельность, организованная или неструктурированная, которую ваш ребенок находит веселой и приятной, считается игрой.Но игра — это гораздо больше, чем просто веселое занятие для вашего ребенка! По мере взросления ребенок проходит разные этапы игрового развития.

Играя, дети учатся и развивают важные навыки, которые они будут использовать на протяжении всей жизни. Решение проблем, креативность и готовность идти на риск — это лишь некоторые из навыков, которые развиваются в процессе игры.

Вашему ребенку меньше 2 лет? Введите день рождения вашего ребенка, чтобы получать еженедельные задания, которые помогут достичь основных этапов развития.

Дети, которые используют свое воображение и «играют в притворство» в безопасной среде, могут узнать о своих эмоциях, о том, что их интересует, и о том, как адаптироваться к ситуациям. Когда дети играют друг с другом, им предоставляется возможность научиться взаимодействовать с другими людьми и вести себя в различных социальных ситуациях. Узнайте больше о социально-эмоциональном развитии вашего ребенка.

Убедитесь, что у вашего ребенка достаточно времени и места для игр. В раннем детстве есть 6 стадий игры, каждая из которых важна для развития вашего ребенка.Все этапы игры включают в себя исследование, творчество и веселье. Этот список объясняет, как детские игры меняются в зависимости от возраста, когда они растут и развивают социальные навыки.

Незанятая игра (от рождения до 3 месяцев)
На этом этапе ребенок просто делает много движений руками, ногами, кистями, ступнями и т. д. Он изучает и открывает для себя движения своего тела.

Игра в одиночестве (от рождения до 2 лет)
На этой стадии ребенок играет в одиночестве.Они пока не заинтересованы в игре с другими.

Поведение зрителя/наблюдателя (2 года)
На этом этапе ребенок начинает наблюдать за игрой других детей, но не играет с ними.

Параллельная игра (от 2 лет)
Когда ребенок играет рядом или рядом с другими, но не играет с ними, этот этап называется параллельной игрой.

Ассоциированная игра (3-4 года)
Когда ребенок начинает взаимодействовать с другими во время игры, но на этом этапе взаимодействия не так много.Ребенок может заниматься деятельностью, связанной с окружающими его детьми, но на самом деле может не взаимодействовать с другим ребенком. Например, все дети могут играть на одном и том же игровом оборудовании, но делать разные вещи, например карабкаться, качаться и т. д.

Совместная игра (от 4 лет)

Когда ребенок играет вместе с другими и проявляет интерес как к этой деятельности, так и к другим детям, участвующим в игре, он участвует в совместной игре.

Когда ваш ребенок начнет играть с членами семьи и друзьями, обязательно научите его делиться, выигрывать и проигрывать.

Игра начинается, когда мы еще младенцы, но на этом она не заканчивается! Включение игры в распорядок дня вашего ребенка и предоставление ему времени для игры важно для его развития в любом возрасте. Эти этапы являются общими рекомендациями относительно того, чего ожидать от игровых навыков вашего ребенка, но помните, что все дети разные, и если у вас есть сомнения, сообщите об этом своему лечащему врачу.

Ваш ребенок сильно меняется по мере взросления. Узнайте больше о том, как игра может меняться вместе с вашим малышом.

Узнайте, чего еще ожидать от вашего ребенка. Следите за их вехами здесь!

От 9 до 11 лет: Возраст и стадии развития молодежи

Понимание различных стадий развития молодежи поддерживает усилия по составлению программ для молодежи, поскольку способствует установлению отношений между молодежью и взрослыми волонтерами

Понимание развития молодежи является мощным инструментом в установлении отношений с молодежью.В предыдущей статье мы рассмотрели возрастную группу детей от 6 до 8 лет, взглянув на их физическое, социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Для справки, физическое развитие относится к росту тела и развитию двигательных навыков. Социальное развитие – это взаимодействие между детьми и их способность функционировать в социальных условиях. Эмоциональное развитие смотрит на то, как молодые люди обращаются со своими чувствами и выражают их. Наконец, интеллектуальное развитие зависит от того, как люди учатся.

По мере того, как мы приближаемся к возрастной группе от 9 до 11 лет, физическое развитие молодежи начинает выходить на первый план. Они будут испытывать всплески роста с разной скоростью, что приближает их к подростковому возрасту. Как правило, в этот период девочки начинают расти и взрослеть быстрее, чем мальчики.

В это время полезно проводить активное обучение. Лучше всего проводить практические мероприятия или действия, когда они встают и двигаются, а не ограничиваются только сидением и слушанием.У молодежи в этом возрасте также развивается более соревновательный характер между мальчиками и девочками. Старайтесь избегать действий, которые создают конкуренцию между гендерными группами. Выбирайте занятия, в которых мальчики и девочки объединяются в группу на равных условиях.

Дети в возрасте от 9 до 11 лет развиваются следующими способами, описанными ниже: 

Физический

  • У них наблюдается устойчивое увеличение развития крупных мышц, силы, равновесия и координации
  • Они очень активны, полны энергии
  • Между полами будет разная скорость созревания; девочки взрослеют быстрее, чем мальчики
  • У них улучшится координация мелких мышц

Социальный

  • Они обычно считают взрослых авторитетом
  • Они следуют правилам из уважения к власти
  • Они верны группам, клубам, бандам и т.д.
  • Им нравятся кодовые языки и пароли
  • Они идентифицируют себя с людьми того же пола
  • Они предпочитают работать в группах в совместной деятельности
  • Они подходят к решению проблем с переговорным стилем, идут на компромисс с равными

Эмоциональный

  • Они принимают родительские/семейные убеждения
  • Они восхищаются и подражают старшей молодежи
  • Они развивают навыки принятия решений
  • Они начинают сомневаться в авторитете
  • Им необходимо участие взрослого
  • Им трудно сравнивать с другими

Интеллектуальный

  • Их академические способности сильно различаются
  • У них повышенная концентрация внимания, но у многих интересы быстро меняются
  • Они учатся здравому смыслу
  • Они оценивают идеи как абсолютные, правильные или неправильные, не терпят золотую середину
  • У них есть интересы в коллекциях и хобби

 

Последствия разработки программ или взаимодействия с детьми в возрасте от 9 до 11 лет:

Физический

  • План действий, который позволит им передвигаться
  • Разнообразьте занятия – не полагайтесь только на спорт, важна и общая физическая активность
  • Избегайте соревнований между полами

Социальный

  • Уточнение и соблюдение разумных пределов
  • Планируйте много времени, чтобы быть с людьми того же пола
  • Групповая деятельность важна

Эмоциональный

  • Обеспечьте коррекцию тихо – один на один
  • Оставляйте положительные отзывы и добивайтесь успехов
  • Избегайте общей похвалы
  • Присутствовать на групповых мероприятиях, быть видимым, но оставаться на заднем плане
  • Обеспечьте безопасность взрослого, который будет поддерживать границы

Интеллектуальный

  • Молодежь в этой возрастной группе по-прежнему очень любит «практические» занятия
  • Помогите молодежи сформировать группы/клубы с общими интересами или хобби
  • Варьируйте виды деятельности, предлагаемые для привлечения быстро меняющихся интересов

Клубы 4-H, спонсируемые через Расширение Университета штата Мичиган, — это идеальный способ предложить смешанные гендерные мероприятия в безопасной среде, не сосредотачиваясь на соревнованиях между полами.Для получения дополнительной информации о росте и развитии детей в возрасте от 9 до 11 лет обратитесь к местному преподавателю MSU Extension. Следующая статья из этой серии будет посвящена раннему подростковому возрасту.

Была ли эта статья полезной для вас?