4 класс фонетика: Фонетика | Статья по русскому языку (4 класс) по теме:

Содержание

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: » Фонетика и словообразование»

Тема урока: Фонетика и словообразование.

Тип урока: повторение изученного материала.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности по повторению знаний о звуках и буквах русского алфавита , развивать орфографическую зоркость.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный, поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, презентация, компьютер, проектор.

Содержание урока.

  1. Орг. момент .

Девиз урока

Мы- умные.

Мы- дружные.

Мы- внимательные и старательные.

В четвёртом классе учимся ,

Всё у нас получится!

Сегодня второй учебный день в 4 классе. Как будет оцениваться ваша работа на уроке. За каждый правильный ответ вы будете получать бонус- фишку. В конце урока подсчитаем их количество у каждого и оценим нашу работу. Будет и самостоятельная письменная работа , за которую так же можно будет получить отметку.

  1. Чистописание.

Любимый русский алфавит
Из букв и звуков состоит.

-Что мы записали?

— Выделите орфограммы, объясните.

-Найдите и подчеркните главные члены предложения, по возможности и второстепенные.

3. Повторение изученного по вопросам.

-У всех букв русского алфавита есть звуки?

-Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласных звуков.

— Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных звуков.

— Гласные звуки я, ё, ю, и, е обозначают один звук, когда…………….

обозначают два звука, когда………..

— Что значит парные и непарные согласные звуки? Какие это звуки?

— Расскажите про парные согласные звуки.

4. Повторение изученного. Групповая работа.

Выполнение упражнения № 1 на странице5. На слайде слова

Дочь, елка, ночью, герой, опять, моя, знаю, рыбка, поет, юла, солнце, свистнул, пьет, съел, лень, стулья, вестник.

(у доски – трое учащихся, представители каждого ряда.).

– Запишите слова, в которых:

I ряд – букв больше, чем звуков :дочь, опять, солнце, свистнул, лень, вестник.

II ряд одинаковое количество букв и звуков:

ночью, герой, рыбка, пьёт, съел, стулья.

III ряд – звуков больше, чем букв: елка, моя, знаю, поет, юла.

5. Самостоятельная работа по вариантам. Запишите транскрипцию слов:

1 вариант – мяч , ящик

2 вариант – пень, юла.

Желающие показывают, после проверка на доске.

1 вариант – [м’а ч’ ] , [й ‘а щ ‘и к ]

  1. вариант – [п‘э н’ ] , [й ‘у л а ]

6. Объяснение домашнего задания Упражнение №2, №3 ( только слово-ящик)

( стр. 5,6)

7. Повторение изученного по теме «Словообразование».

– Что изучает раздел «Словообразование»?

– Какая часть слова изменяет его форму?

– Какая часть слова образует новые слова?

– Что называется основой слова?

– Без какой части слово не может существовать?

8. Работа в парах по учебнику Упражнение 4, с. 6.

9. Итог урока.– О каких разделах русского языка говорили мы сегодня на уроке?

10. Рефлексия. Посчитайте, сколько бонусов –фишек заработал каждый.

Оцените на полях свою работу по волшебной линеечке по трём критериям.

Самостоятельность, правильность, красота.

Русский язык. Тест по теме: «Фонетика» 4 класс

Буданова Светлана Николаевна

МАОУ лицей № 20 г.Ульяновск

Учитель начальных классов

Тест по теме: «Фонетика»  4 класс

1.

Обвести кружком номер правильного ответа:

1.В каком слове букв больше , чем звуков ?

1) язык   2) город    3) морковь 4) арбуз     

..

2. Укажи строку , в которой буквы Я, Ю, Е, Е  обозначают два звука .

       1) пьеса, поезд, юный, меню

        2) юнга, прибьёт, брошюра, съел

3) обезьяна, юмор, боец, поезд

3 Укажи строку, в которой ударение падает на один и тот же слог .

1) покрасить, положить

4 .Укажи количество звуков и букв в слове объезд

1) 6 букв, 5 звуков                  3) 5 букв, 5 звуков      

2) 6 букв, 6 звуков                  4) 5 букв, 6 звуков

5. Укажи в каком слове все согласные звуки мягкие.

1)полюс 2)тетрадь 3)осень 4) поле

2.

1.УКАЖИ СЛОВО ,В КОТОРОМ ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВ .

1) ясный            2) умный                3) вьюнок             4) косьба

2. УКАЖИ СТРОКУ ,В КОТОРОЙ ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ТВЁРДЫЕ .

        1) чудо, жираф, лото, шёлк

        2) ширма, ложь, цирк, зажим

        3) цитата, чужой, шанс, кожа

3.УКАЖИ СЛОВО , В КОТОРОМ ЕСТЬ ЗВУК [ Й ] .

1) моря         2) якорь             3) эхо           4) ирис

4. УКАЖИ СТРОКУ , В КОТОРОЙ ГЛУХИЕ НЕПАРНЫЕ ЗВУКИ .

1) ш , ж ,с ,ф

2) ч ,щ ,ц , х

3) л , м ,н , р

4) п ,к , т , й

5. УКАЖИ НЕВЕРНОЕ СУЖДЕНИЕ .

1) Согласный звук может состоять только из шума.

2) Согласный звук образует слог вместе с гласным.

3) Согласный звук мы видим и пишем.

4) При произношении согласного звука воздух встречает преграду во рту.

3.

1.Укажи слово ,в котором все согласные звуки мягкие .

1) рыбий 2) пистолет 3) синица 4) щавель 5) ртуть

,

2. Укажи , в каком ряду во всех словах есть звук ( д ).

1)дом , декабрь , модель

2)девять , люди , гвоздика

3)десять , дорого , лошадь

3. Подчеркни всегда мягкие согласные звуки .

а , щ ,ч ,и , р , б , я

4. Укажи слова , в которых допущена ошибка при переносе

1) по-ехать 2) за-дний 3) обог-нать 4) по-езд-ка 5) ус-тный

5. Укажи слово , в котором ь употребляется для обозначения мягкости согласных .

1) ночь 2) мышь 3) восьмой 4) испечь 5) ружье

4.

  1. Найди слово , в котором четвертый звук- мягкий согласный .

1) кувшин 2) перчатка 3) правило 4) жильцы 5) моряк

  1. Подчеркни звук , который не имеет пары по твердости-мягкости .

( н , к , з , й , р , п , а )

  1. Укажи , какие слова нельзя переносить .

1) отец 2 ) розыгрыш 3 ) ссора 4 ) съемка 5 ) олень

  1. Укажи , в каком ряду все слова начинаются с мягкого согласного звука .

  1. широкий , пятница , чуткий , тетрадь

  2. щупальцы , чувство , йогурт , фильм

  3. животное , циркуль , шарик , жир

  1. Укажи , какие слова разделены для переноса верно .

1) строй-ка 2) Ро-ссия 3 ) приш-коль-ный 4 ) яр-кий 5 ) объ-езд

5.

..

  1. Отметь слово , в котором буква е указывает на мягкость согласного.

.. .. .. ..

1) заведенный 2) емкость 3) подъем 4) увлеченный

  1. Под какой цифрой записаны слова ,которые нельзя переносить .

1) парта , хвоя 2) осень , лето 3) окно , парта 4) Иван , кран

..

3. Когда буквы я , е ,ю , и, е обозначают мягкость согласного звука .

  1. в любой позиции в слове

  2. после ь знака

  3. после гласной буквы

  4. после согласной буквы

4 ) Какие слова перенесены неправильно .

1)об-ъем 2) весен-ний 3) трамва-йчик 4) зу-бной 5) крыль-цо

5 ) В каком ряду во всех словах нет мягкого согласного ?

1 . редиска , брат , широко

2 . живот , ошибка , центр

3 . рыдать , опозорить , щука

4 . часто , май , пощада

6.

  1. В каком ряду ни в одном слове нет мягкого согласного звука ( й ).

  1. край , рябина , ключ

  2. доярка , менять , плюс

  3. мясник , левша , вьюга

  4. кряк ,трюм , терем

  1. Подчеркните буквы , которые обозначают мягкий согласный звук .

у , й , я , п , и , ч , е

  1. Какое слово разделено для переноса .

1) ореш-ни-ки 2) силь-ны-е 3) е-жо-вый

  1. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный .

1) мыло 2) режим 3) луна 4 ) космос

  1. Какие слова разделены неверно для переноса .

1) под-ъезд 2 ) ру-сский 3 ) ма-лень-кий 4 ) май-ка

3) числовой, букварь

2) азбука, сказочник

4) котёнок, мышка

Русский язык 4 класс. Тема:ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА» | Уроки по Русскому языку

Русский язык 4 класс. Тема:ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»